Входим в ТОП-10 лучших перевозчиков России
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Заметно ухудшилась ситуация с доставкой грузов из стран СНГ в Россию

Сроки доставки увеличились на две недели, а в некоторых случаях достигают полутора месяцев. Это значительное удлинение сроков поставки напрямую влияет на цепочки поставок и, как следствие, может спровоцировать рост цен на потребительские товары. Основным источником проблем является ужесточение таможенного контроля на границах нескольких стран СНГ. Наиболее ощутимые задержки наблюдаются при доставке грузов из Казахстана, где время прохождения таможни увеличилось на 12 дней, а в некоторых случаях и более. Это означает, что маршруты, которые раньше занимали от 10 до 30 дней, теперь растягиваются до 45 и более дней. Такое резкое ухудшение ситуации объясняется практически стопроцентным досмотром грузов казахстанскими таможенными службами.

Заметно ухудшилась ситуация с доставкой грузов из стран СНГ в Россию
© IZVESTIA/Sergey Lantyukhov

Усиление таможенного контроля со стороны Казахстана, обусловленное, по всей видимости, давлением западных санкций и стремлением минимизировать риски обхода этих санкций через свою территорию. Это проявляется в более тщательной проверке грузов, увеличении времени обработки документов и, как следствие, задержках доставки. Вторым важным фактором является значительный рост транзитных потоков через Казахстан. По оценкам экспертов, в 2024 году этот показатель увеличился на 30%, что существенно перегружает таможенную инфраструктуру и логистические сети страны. Это, в свою очередь, приводит к образованию очередей на границе и задержкам в доставке товаров. Неспособность инфраструктуры справиться с таким резким увеличением объемов перевозок создает узкие места, которые становятся причиной задержек, вне зависимости от характера груза. Временные решения, такие как увеличение штата сотрудников таможни или расширение пунктов пропуска, являются лишь краткосрочными мерами. Для решения проблемы в долгосрочной перспективе необходимы масштабные инвестиции в инфраструктуру и модернизацию логистических процессов. Третий аспект проблемы связан с активной борьбой Казахстана с серыми схемами импорта. Занижение стоимости товаров для уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов является распространенной практикой, наносящей ущерб экономике страны. Усиление контроля направлено на пресечение подобных нарушений, что, безусловно, увеличивает время обработки грузов, проходящих таможенный контроль. Однако борьба с теневым сектором экономики — это необходимая мера, которая, в конечном итоге, должна привести к созданию более прозрачной и честной торговой среды. Впрочем, несмотря на временные трудности, связанные с задержками грузов, в долгосрочной перспективе серьезного ухудшения отношений между Казахстаном и другими странами не ожидается, и сотрудничество останется устойчивым.

Казахстан обеспечивает 20-30% общего объема поставок, что связано с его выгодным географическим положением. Этот факт подчеркивает стратегическую важность Казахстана как транзитного государства и объясняет особое внимание к проблемам, возникающим в его логистической системе. В основном, импорт в Казахстан и через него в другие страны сосредоточен на автозапчастях, электронике и бытовой технике. Однако, по словам Алексея Иванова, бизнес активно ищет альтернативные маршруты. Постепенно развиваются альтернативные каналы поставок через Азербайджан, Кыргызстан и напрямую из Китая, что свидетельствует о стремлении диверсифицировать логистические цепочки и снизить зависимость от одного транзитного коридора. Диверсификация маршрутов — это эффективный способ минимизации рисков, связанных с задержками на границе, и обеспечения стабильности поставок. Это долгосрочная стратегия, которая требует времени и инвестиций, но в конечном итоге позволит бизнесу адаптироваться к изменяющимся геополитическим и экономическим условиям.

Ситуация осложняется не только в Казахстане. Повышенный уровень контроля наблюдается также на таможнях Армении, Грузии и Киргизии, хотя масштабы задержек там, возможно, и не столь значительны, как в Казахстане. Единственным исключением остается Республика Беларусь, где пока что сохраняется относительно стабильная ситуация с доставкой грузов. Наиболее пострадавшими от этих задержек являются поставщики электроники и товаров двойного назначения.

Подобная ситуация приводит к существенным финансовым потерям и требует пересмотра логистических стратегий. Влияние этих задержек на конечные цены остается предметом обсуждения. Бизнес опасается значительного роста цен, учитывая увеличение транспортных расходов, страховых взносов и хранения товаров на складах. Однако эксперты склонны к более оптимистичному прогнозу. Они считают, что компании уже начали адаптироваться к новым условиям, ищут альтернативные маршруты доставки и пересматривают свою логистику, чтобы минимизировать потери. Вероятность критического дефицита товаров, по их мнению, невысока. Тем не менее, нельзя исключать вероятность роста цен на отдельные категории товаров, особенно учитывая ужесточение контроля и непредсказуемость ситуации. Полное понимание масштабов влияния этих задержек на рынок станет возможным лишь спустя некоторое время, когда компании полностью адаптируют свои логистические цепочки к сложившимся обстоятельствам.