Входим в ТОП-10 лучших перевозчиков России
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Законопроект об увеличении штрафов по системе «Платон» вызвал бурную дискуссию

Предлагаемое повышение штрафа с 5000 до 20000 рублей за километр неоплаченного проезда грузовиков массой более 12 тонн, несомненно, призвано стимулировать добросовестную оплату пользования федеральными трассами. Однако практическая реализация этого решения таит в себе ряд серьезных проблем и вызывает опасения по поводу его эффективности и справедливости.

Законопроект об увеличении штрафов по системе «Платон» вызвал бурную дискуссию
© Юрий Смитюк/ ТАСС

Основная цель законопроекта — снизить уровень уклонения от уплаты проезда по системе "Платон". Статистика действительно свидетельствует о масштабах проблемы: рост количества выявленных нарушений с 1,097 млн в 2019 году до 1,621 млн в 2022 году указывает на устойчивую тенденцию к игнорированию требований системы. Авторы законопроекта утверждают, что текущий размер штрафа (5000 рублей) не является достаточным сдерживающим фактором, поскольку для многих перевозчиков дешевле заплатить штраф, чем оплачивать проезд в полном объеме, учитывая текущий тариф в 3,05 рубля за километр. Увеличение штрафа до 20000 рублей, по их мнению, должно кардинально изменить ситуацию и сделать невыгодным уклонение от оплаты.

Однако, такой подход игнорирует ряд важных нюансов. Во-первых, система "Платон" не лишена технических сбоев и ошибок. Случаи некорректного списания средств, задержек в обработке платежей и ошибочных начислений штрафов не редкость. В результате, увеличение штрафа может ударить по добросовестным перевозчикам, которые исправно оплачивают проезд, но сталкиваются с проблемами технического характера, ведущими к необоснованным штрафам. Это создает дополнительную бюрократическую нагрузку и финансовые риски для бизнеса.

Во-вторых, необходимо учитывать экономическую ситуацию в отрасли грузоперевозок. Повышение стоимости топлива, дорожающая техника и жесткая конкуренция уже создают значительные сложности для многих транспортных компаний. Значительное повышение штрафов может привести к дальнейшему росту цен на перевозки, что, в свою очередь, отразится на конечных потребителях товаров и услуг. Кроме того, резкое увеличение штрафов может стимулировать развитие "серой" схемы грузоперевозок, где контроль за оплатой проезда фактически отсутствует.

В-третьих, необходимо рассмотреть альтернативные методы повышения эффективности системы "Платон", не связанные с резким увеличением штрафов. Это может включать в себя улучшение технического обеспечения системы, совершенствование процедур обжалования неправомерных штрафов, а также прозрачное и доступное информирование перевозчиков о правилах работы системы. Повышение контроля со стороны государственных органов также является важной составляющей решения проблемы уклонения от оплаты.

В 2023 году наблюдался тревожный тренд: количество случаев, когда для грузоперевозчиков экономически выгоднее заплатить штраф за неоплату проезда по системе "Платон", чем оплатить сам проезд, выросло на 64% по сравнению с 2022 годом. Эта статистика, отраженная в пояснительной записке к законопроекту, красноречиво свидетельствует о неэффективности действующей системы и ее неспособности достичь главной цели — предупреждения административных правонарушений. Ситуация критическая: недополучение федеральным бюджетом средств от "Платона" может достигать миллиардов рублей ежегодно, что наносит ощутимый удар по финансированию дорожной инфраструктуры. Проблема усугубляется тем, что размер штрафов за неоплату проезда не пересматривался с 2011 года, в то время как стоимость автомобильных перевозок, и, соответственно, износ дорожного полотна, существенно выросли.

Технические сбои, некорректная работа оборудования и программного обеспечения, нечеткие формулировки в правилах — все это создает благоприятную почву для ошибок и злоупотреблений. Например, несогласованность данных между бортовыми устройствами и серверами "Платона", проблемы с идентификацией транспортных средств, ошибки в расчете платы — все это приводит к неоправданным штрафам. Для устранения этой проблемы необходимы серьезные инвестиции в модернизацию системы, включая обновление оборудования, совершенствование программного обеспечения и повышение квалификации персонала, ответственного за техническое обслуживание и поддержку.

Отсутствие независимой верификации данных, предоставляемых системой, позволяет ей генерировать ошибочные данные без возможности опровержения со стороны водителей. Процедура обжалования штрафов, как показывают многочисленные отзывы, является сложной, бюрократизированной и зачастую неэффективной. Это приводит к финансовым потерям для перевозчиков и, как следствие, росту недовольства. Кроме того, отсутствует прозрачный механизм учета внешних факторов, влияющих на работу системы. К примеру, непогода, солнечная активность или даже специфические особенности рельефа местности могут существенно искажать сигнал GPS, что "Платон" не всегда адекватно учитывает.

Важно не просто увеличить штрафы, а сделать систему "Платон" более эффективной, справедливой и прозрачной. Законопроект об увеличении штрафов за неоплату проезда по системе "Платон" — это довольно простой, но не всегда эффективный способ решения проблемы. Необходимо комплексный подход, включающий как повышение штрафов, так и совершенствование самой системы, улучшение контроля и обеспечение прозрачности взаимодействия с перевозчиками. В противном случае, увеличение штрафов может привести к негативным последствиям для экономики и транспортной отрасли в целом. Кроме того, необходимо проводить регулярный мониторинг эффективности работы системы "Платон" и вносить необходимые корректировки с учетом практического опыта и отзывов участников рынка. Только такой подход позволит достичь настоящего положительного эффекта и справедливо регулировать плату за пользование федеральными автомобильными дорогами.