За поставку санкционной продукции могут нести ответственность транспортные организации

Власти до сих пор пытаются найти новые способы исключения ввоза в РФ продукции, попавшей под санкции. За это могут отвечать перевозчики, доставляющие их в основном из Беларуси.

За поставку санкционной продукции могут нести ответственность транспортные организации

Вопрос об ответственности для грузоперевозчиков, поставляющих в РФ санкционные товары, рассматривался несколько дней назад на встрече у заместителя премьер-министра В. Абрамченко, проинформировал РБК член заседания. Возможность установления ответственности для грузоперевозчиков, поставляющих в страну находящиеся под эмбарго товары, в текущее время рассматривают, в том числе, Министерство сельского хозяйства, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, транспортное ведомство и Федеральная таможенная служба, сообщили в правительстве.

Доверенное лицо вице-премьера упомянула только о том, что совещание действительно состоялось, иных комментариев не было. Такой же ответ был получен и от представителей Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В Министерстве транспорта ситуацию не комментировали.

Запрет на поставку товаров из Европы, Канады, Австралии, Норвегии и прочих государств РФ установила почти 6 лет назад, отвечая на их санкционную политику из-за ситуации с Крымом и Востоком Украины. Список продуктов, которые нельзя доставлять из этих стран, включает молочные продукты, сыры, определенную мясную продукцию (говядина, свинина, птица), рыбную, морскую и плодоовощную продукцию. Действие продуктового эмбарго продлится по меньшей мере до конца этого года.

Однако правительство РФ уже несколько раз подтверждало, что, невзирая на эмбарго, санкционная продукция продолжает поставляться в страну незаконными методами. Перевалочной базой для ввоза после введения продуктового эмбарго сделали Белоруссию, отметил бывший глава Минсельхоза А. Ткачев.

С конца осени 2015 г. Федеральная таможенная служба обнаружила и ликвидировала свыше 21 000 тонн запрещенных продуктов. Однако товаров с нарушениями, в том числе без соответствующей документации, было обнаружено намного больше – 190 000 тонн, из которых 160 000 тонн вернулись в соседние государства, в первую очередь в Белоруссию и Казахстан. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору только за 11 месяцев прошлого года ликвидировала свыше 7000 тонн плодоовощной и прочей растительной продукции, на поставку которой был наложен запрет в рамках действия продуктового эмбарго.

Запрещенные товары, сообщает участник последнего совещания у заместителя премьер-министра, поставляются в РФ несколькими способами: их повторно упаковывают как продукты не включенных в запретный список государств, поставляют под прикрытием (груз или маскируют упаковками другого груза, разрешенного, или документация оформляется на одобренные товары), поставляются грузы неизвестного происхождения (без сопроводительной документации). Если владелец запрещенной продукции обнаружен не был, отвечать придется грузоперевозчику, объяснил достоверный источник.

Транспортная организация несет ответственность за сохранность груза, который она доставляет, но не должна нести ответственность за его содержание, если в этом случае не происходит нарушения УК РФ, к примеру, это может касаться транспортировки оружия либо наркотических веществ, заявил управляющий партнер консалтинговой фирмы «Инфра Проекты» А. Безбородов. Решение о поставке запрещенной продукции принимает обычно грузополучатель либо таможенный брокер при участии грузоперевозчика, подчеркнул один из руководителей Национального союза экспертов в области транспорта и логистики О. Федоткина. Она рассказала, что перевозчик будет отвечать, если подтвердился факт подделки документации либо соучастия в поставке запрещенных продуктов. Однако если говорится об ответственном грузоперевозчике, которому нужно перевезти товар с требуемой сопроводительной документацией, то в чем тут недобрый умысел транспортной организации, за который необходимо нести ответственность, не очень понятно, рассуждает специалист.

Представители Национального союза специалистов в транспортной и логистической областях уверены, что это предложение не сможет обеспечить существенного снижения поставки запрещенной продукции, так как недобросовестные перевозчики смогут найти другие возможные способы это сделать. Больший эффект, по их мнению, будет иметь ужесточение пограничных контрольных мер на въезде в РФ, нацеленных на обнаружение и отправление обратно машины с санкционными товарами.

3 года назад Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уже инициировала введение штрафных санкций за доставку, хранение и реализацию продукции, на которую распространяется действие продуктового эмбарго, и даже подготовила соответствующий проект закона. Однако документ не одобрили, и ответственный за их хранение и транспортировку в настоящее время не определен, заявляет партнер компании «Рустам Курмаев и партнеры» Д. Горбунов. В КоАП содержится только статья 14.2, предусматривающая штрафные санкции за нелегальную реализацию запрещенной в РФ продукции либо продукции, на реализацию которых наложены ограничения законодательством. Де-факто единственное наказание для импортеров – конфискация и ликвидация таких товаров при условии их обнаружения при ввозе, подчеркнул эксперт.

Почему заговорили о ввозе попавших под продуктовое эмбарго товаров?

Найти методы перекрытия потока запрещенных товаров в РФ заместитель премьер-министра Абрамченко поручила еще несколько месяцев назад: свои инициативы Министерство сельского хозяйства и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору обязаны были представить до 22.05.20 г. Такое поручение было отдано из-за подозрений, что в страну под видом белорусских могут поставляться польские шампиньоны. Проблему начали обсуждать, после того как в Совет Федераций обратился генеральный директор агрокомпании «Выборжец» с просьбой ужесточить контроль за доставкой грибов на границе РФ и Белоруссии: из этой страны начали ввозить большое количество недорогих шампиньонов, которые стоят ниже себестоимости отечественного производства.

Министерство сельского хозяйства инициировало усиление контроля за перевозкой попавшей под санкции продукции на всей территории ЕАЭС (в РФ, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии). К примеру, разработать схему дополнительного контроля за товарами и рассмотреть возможности ограничения ввоза, если у определенного государства появятся вопросы к системе контроля иной страны, а также проверить работу современной системы, отметили «Ведомости».