Внедрение ГМТ ускоряют
Государственный совет РФ рекомендовал правительству и региональным властям принять экстренные меры по содействию распространению автотранспорта, использующего природный газ в качестве топлива. По данным анализа, до 2022 года в стране наблюдался устойчивый рост как производства такого вида техники, так и переоборудования уже эксплуатируемых машин на работу от газового двигателя. Однако в 2023 году тенденция изменилась в обратную сторону, что может негативно сказаться на развитии отрасли. В связи с этим Госсовет предложил принять серьезные меры государственной поддержки, стимулирующие компании и население к переходу на более экологичный и экономичный вид топлива – природный газ.
Комиссия по энергетике Государственного совета РФ на своем заседании 12 октября рассмотрела вопрос о возможности расширения использования газомоторного топлива в транспортной сфере и рекомендовала правительству и региональным властям рассмотреть комплекс мероприятий по стимулированию перехода на этот вид топлива. В документе отмечается, что доля природного газа в качестве моторного топлива для автотранспорта достигает суммарно 2% при общих затратах отрасли на топливо в размере 14% ВВП, что намного выше аналогичных показателей развитых стран. По мнению экспертов, расширение применения природного газа могло бы помочь в решении этой проблемы.
Что конкретно предлагается?
Государственный совет РФ выдвинул инициативу о существенном наращивании масштабов государственного финансирования в период с 2026 по 2030 год таких направлений, как разработка и производство транспортных средств, использующих природный газ в качестве топлива, а также закупка такой техники. По мнению экспертов Совета, увеличение субсидий для данной сферы позволит активизировать рынок автотранспорта на газовом топливе, стимулируя его дальнейшее развитие. Это, в свою очередь, может способствовать снижению транспортных издержек экономики и переходу на более экологичный и экономичный вид топлива.
Госсовет рекомендовал в бюджете предусмотреть субсидирование производства транспорта на газе для стимулирования развития этого направления путем государственной финансовой поддержки отрасли. Однако пока что не очень понятно, как именно использовать эти средства, чтобы получить наилучший результат. По мере развития дискуссии возникают всё новые подводные камни.
Также было предложено рассмотреть возможность не только стимулирования производства автотранспорта, работающего на природном газе, но и распространения производства техники и транспортных средств на этом виде топлива в других отраслях. Конкретно речь идет о внедрении таких решений в сфере доставок грузов по воде, для РЖД, для оборудования, которое применяется в промышленности. Всё это должно активизировать процесс перехода отраслей на более экологичный и экономичный газовый двигатель.
Есть планы учесть необходимость согласовывать прогнозы по потреблению, разрабатываемые Министерством энергетики РФ, с прогнозами объёмов производства техники. Это позволит увязать запрос со стороны потенциальных потребителей топлива и возможности отрасли по производству необходимой для этого техники.
Госсовет выдвинул идею создания проекта, который может вводиться по этапам. Он будет направлен на постепенное введение ограничений и в перспективе полный запрет эксплуатации водных судов, использующих дизель, в акваториях крупных городов. Целью данной программы стал бы переход водного транспорта на более экологичное газовое топливо в целях улучшения экологической ситуации в городах.
Госсовет выдвинул ряд предложений, нацеленных на стимулирование использования транспортом и специализированной техникой газа. В частности, предлагается установить льготную 5%-ную ставку пошлины на всевозможные специализированные виды транспорта. Это позволит повысить интерес предпринимателей к покупке подобной технике. Коммерческая заинтересованность очень важна, особенно сейчас, когда большое количество компаний делает ставку на дальнейшую экономию. Нужно создавать для этого благоприятные условия.
Также предлагается предоставлять бесплатный проезд по платным автомобильным дорогам для транспорта, работающего на газовом топливе, и установить 50%-ную скидку на платные сборы для транспорта в системе «Платон». Данные меры, по мнению Госсовета, существенно снизят издержки перевозчиков, способствуя переходу на более экологичный вид топлива.
Какие возникают проблемы у внедрения?
Участники заседания зафиксировали ряд проблем, стоящих перед развитием соответствующего рынка в России. Мероприятия различных министерств и ведомств в этой сфере часто не увязаны между собой и имеют расходящиеся показатели. Отсутствуют единые прогнозы по объемам производства необходимой техники, а прогнозы спроса на топливо не согласованы с прогнозами по производству транспорта. Это мешает эффективному развитию рынка газового топлива.
По данным, приведенным на заседании Госсовета, загрузка газозаправочной инфраструктуры составляет лишь 34%. Кроме того, было зафиксировано снижение объемов производства в 2023 году. Участники заведения, помимо уже отмеченного, обратили внимание на неравномерность господдержки разных сегментов рынка и неполное освоение субсидий.
Представители Минэнерго, Минпромторга и Минэкономразвития заявили, что принимают меры по снижению стоимости производства и реализации СПГ в России, а также по использованию отечественного оборудования для газовой инфраструктуры. В частности, Минэнерго планирует рассмотреть вопрос об освобождении от пошлин импортного оборудования для СПГ, Минпромторг сообщил о российских предприятиях, готовых поставлять оборудование для газозаправок, а Минэкономразвития подчеркнуло важность использования альтернативных видов топлива для снижения выбросов.