В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Власти готовы искусственно ограничивать цены на топливо

Власти работают над новыми мерами по регулированию цен на автотопливо для покупок в рамках госзаказа. Согласно планам ФАС России, максимально допустимые тарифы на бензин и дизельное топливо будут привязаны к биржевым показателям. Это позволит исключить дисбаланс в региональных ценах на ГСМ и снизить расходы для компаний, занимающихся перевозками и коммунальным хозяйством. Кроме того, ожидается, что новая мера сдержит темпы роста тарифов для населения, в частности, услуг ЖКХ. Эксперты отмечают, что введение госрегулирования розничных цен на топливо станет прецедентом, поскольку до этого государство не вмешивалось в формирование рыночных тарифов на ГСМ. Специалисты считают предстоящие изменения значимым шагом к стабилизации ситуации на нефтепродуктовом рынке.

Власти готовы искусственно ограничивать цены на топливо
© Евгений Разумный / Ведомости

Что предлагается?

Власти предлагают меры по регулированию цен на топливо для госзакупок путем привязки максимально возможной цены контракта к биржевым показателям. Проект данного приказа ФАС предусматривает расчет начальной цены как среднее значение биржевых котировок за последний квартал. Это позволит исключить завышение цен поставщиками и сделает их более прозрачными. По оценкам экспертов, такой подход станет прецедентом госрегулирования рынка топлива и обеспечит единые конкурентные цены по всей стране. В антимонопольном ведомстве подтвердили разработку документа, который направлен на стабилизацию ситуации в сфере нефтепродуктов путем определения справедливой стоимости по результатам торгов на бирже.

Источник в нефтяной отрасли отмечает, что сейчас расчет цены топлива для госзаказа идет по среднему показателю от нескольких участников, позволяющему искусственно завышать стоимость по сговору. Привязка к биржевым котировкам исключит такие злоупотребления. Эксперты считают, что новый подход даст основание ФАС и прокуратуре влиять на переговорную цену при ее завышении и позволит оптимизировать тарифы в сферах ЖКХ и транспорта. Хотя стабилизация рынка более вероятна, чем снижение цен. Некоторые отрасли сильнее других испытают воздействие волатильности рынка топлива. Предлагается рассчитывать цену госзаказа по биржевой формуле со скидкой/премией в зависимости от условий контракта для большей точности бюджетирования.

Подводные камни

Эксперты отмечают, что новый механизм привязки цены топлива для госзакупок к биржевым котировкам будет действовать только в отношении товаров, приобретаемых для муниципальных и государственных нужд. Так, коммерческие транспортные компании по-прежнему будут осуществлять закупки топлива по рыночным ценам без ограничения их устанавливаемыми властями пределами. Это означает, что введение механизма привязки к биржевым индексам не будет распространяться на довольно широкий сегмент рынка.

Эксперт подчеркивает, что для коммерческих поставщиков топлива ключевым приоритетом является извлечение прибыли. В связи с этим у них может возникнуть искушение продавать ГСМ по более высоким ценам другим потребителям и не исполнять обязательства по поставкам муниципальным и госструктурам по ограниченным новым тарифам. В результате таких действий нефтетрейдеров последние могут столкнуться с дефицитом топлива. По мнению аналитика, для обеспечения эффективности рассматриваемой меры необходимо предусмотреть механизмы, которые обязывали бы компании-поставщики выполнять обязательства по поставкам установленных объемов ГСМ для госструктур и муниципалитетов по новым ценам.

Мера по установлению ограниченных цен на топливо для госзакупок рискует создать и дополнительные проблемы. Так, если коммерческим поставщикам нефтепродуктов не удастся компенсировать потенциальные убытки от таких продаж за счет более высоких цен на другие объемы, им может понадобиться государственная поддержка в виде дотаций. Это означает, что государство фактически вынуждено будет дополнительно субсидировать и без того убыточные для нефтетрейдеров поставки для госструктур и муниципалитетов. В таком случае смысл введения ограничений на цены для бюджетных организаций станет не столь очевидным, если учесть неизбежные дополнительные затраты из бюджета.

Есть и другой возможный сценарий, сопряженный со своими рисками. А именно, если государство начнет регулировать цены на топливо только для своих государственных и муниципальных компаний, ограничивая при этом возможность компенсации потенциальных убытков для коммерческих поставщиков, последние могут пойти на компенсацию этих потерь за счёт ещё большего повышения розничных цен на нефтепродукты для всех остальных категорий потребителей, включая коммерческие компании и рядовых граждан. Таким образом, вместо общего сдерживания динамики роста, государство может спровоцировать ускорение инфляции на рынке ГСМ для большинства участников.

Государственное регулирование цен на нефтепродукты порождает и ряд других проблем. Введение ограничений на прибыль коммерческих компаний создает дисбаланс на рынке и искажает механизмы ценообразования. Это может негативно сказаться на инвестиционном климате в нефтяной отрасли и привести к сокращению инвестиций в её развитие. Кроме того, административное вмешательство государства ограничивает конкуренцию и снижает эффективность функционирования рынка в целом. Все это неминуемо скажется на долгосрочных перспективах отрасли и экономики в целом. Введение жёстких ограничений может нанести больший ущерб, чем принести пользы.

Но несмотря на все возможные риски, государственному регулированию цен на топливо для решения назревших краткосрочных задач, таких как сдерживание текущей динамики инфляции или поддержка бюджетного сектора, может в принципе не находиться более эффективных альтернатив. При условии временного характера вмешательства и отсутствия жёсткой имплементации ограничений в долгосрочную перспективу оно может сыграть важную роль в решении острых проблем периода.