В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Весенние ограничения создают логистическую проблему

С марта по май большинство перевозчиков вынуждены объезжать региональные трассы, из-за чего время перевозки увеличивается на 1-5 часов в зависимости от направления. В случаях, когда объезд трассы невозможен или срок доставки является первостепенной задачей, компании вынуждены оформлять специальные разрешения, что имеет критическое значение.

Весенние ограничения создают логистическую проблему
© Юрий Зима fotokto.ru

Получение этих разрешений становится необходимостью, поскольку они позволяют осуществлять поездки по региональным дорогам, минуя преграды, и обеспечивают беспрепятственную доставку грузов. Цена пропуска может достигать 280 тысяч в месяц, а себестоимость перевозки может возрасти в среднем на 23%. Об этом информировали несколько транспортных компаний, отмечая важность получения специальных разрешений для поддержания логистических процессов.

Ограничения на перемещение грузов через границу и затруднения в международных перевозках создают новые вызовы для логистической отрасли. В результате транспортные компании активно приспосабливаются и перестраивают свои маршруты и стратегии доставки. Получение специальных разрешений для поездок по региональным дорогам становится одной из неотъемлемых составляющих этой перестройки, помогая обеспечить бесперебойные поставки и минимизировать негативные последствия международных ограничений на логистику.

Логистические компании обратились в Министерство транспорта Российской Федерации с предложением снизить стоимость специальных разрешений, необходимых в период весенних ограничений на проезд в регионы. Увеличение затрат на получение данных разрешений оказывает отрицательное влияние на внутренний рынок, способствует инфляции и создает препятствия для экономической безопасности страны.

Высокая стоимость спецразрешений означает, что логистические компании вынуждены нести дополнительные расходы, которые затем переносятся на потребителей. Это может привести к увеличению цен на товары и услуги, что негативно сказывается на покупательной способности населения и общей экономической ситуации.

Что такое весенняя просушка?

Каждую весну в России вводятся ограничения на проезд грузовиков, известные как весенняя просушка. Это делается для предотвращения повреждений региональных дорог. Федеральные трассы от ограничений освобождены с 2018 года, так как их состояние улучшилось. В период резкого повышения температуры, дороги становятся особенно уязвимыми для нагрузок, и проезд грузовиков может нанести им повреждения.

Каждый регион самостоятельно определяет период просушки и максимальную нагрузку на ось. Некоторые регионы устанавливают ограничения в зависимости от типа грузовой техники. Ограничения не распространяются на перевозку пищевых продуктов, товаров первой необходимости и лекарств. Кроме того, разрешения на перевозку крупногабаритных и проектных грузов выдаются только для тех, которые невозможно разделить без ущерба для их потребительских свойств.

Как происходит оформление электронного пропуска?

Для получения электронного пропуска на перевозку грузов необходимо заполнить заявление на сайте Росдормониторинга или региональном портале Госуслуг. В заявлении требуется указать характеристики транспортного средства, информацию о грузе, маршрут и другие данные. Заявку следует подать за пять дней до планируемой перевозки. Изменение маршрута после получения пропуска может быть сложным, и получение оперативной обратной связи от Росдормониторинга и региональных ведомств может занимать несколько рабочих дней.

Чтобы обеспечить беспрепятственный проезд, необходимо правильно распределить груз по осям транспортного средства, загружая его на максимально допустимый вес. При корректном расположении груза можно соблюдать ограничения, установленные в различных регионах, в то время как неправильное распределение может привести к превышению нескольких тонн.

Однако некоторые регионы позволяют доставку грузов только с помощью малотоннажного транспорта. Например, в Хабаровске, Новосибирске и Благовещенске допустимая нагрузка на ось составляет всего три тонны, что меньше, чем вес пустого седельного тягача с прицепом средней грузоподъемности.

В случае, если стоимость доставки является приоритетом, перевозчики вынуждены объезжать региональные трассы по федеральным. Это может привести к увеличению пробега на 20-200 км в зависимости от направления. Такое объездное движение влечет увеличение времени доставки на 1-5 часов, а также повышение расходов на топливо и зарплату водителей, что отмечается логистами.

Что предлагают грузоперевозчики?

Перевозчики выступают за разработку единой методики расчета оплаты за использование региональных и муниципальных автомобильных дорог. При условии, что более половины дорог в регионе находятся в нормативном состоянии, они просят снизить плату за проезд в период весенних ограничений.

По данным Минтранса, в 2022 году в России было отремонтировано 16,8 тысяч километров трасс, при выделении 420 миллиардов рублей на ремонт региональных и местных дорог. В настоящее время каждая вторая дорога регионального и межмуниципального значения в России соответствует нормативному состоянию, хотя по графику национального проекта «Безопасные и качественные дороги» такие результаты должны были быть достигнуты только к 2024 году.

Учитывая то, что более половины региональных дорог в России уже находятся в хорошем состоянии, возникает вопрос о необходимости активного финансирования их ремонта и строительства за счет перевозчиков. Вместо этого, можно рассмотреть возможность финансирования этих работ из региональных бюджетов или других источников, чтобы снизить финансовую нагрузку на логистические компании. Такое решение позволило бы предоставить им некоторую поддержку и стимулировать их развитие. Кроме того, важно искать другие способы содействия перевозчикам, такие как создание специальных программ или предоставление льготных условий, чтобы облегчить их деятельность и способствовать развитию логистической отрасли в стране.

Важно обеспечить прозрачность и возможность контроля действий властей со стороны населения, чтобы процедуры, связанные с региональными дорогами, стали более демократичными. Один из способов достижения этой цели — внедрение механизма отслеживания состояния дорог. Например, в Финляндии задействование датчиков на дорогах позволяет анализировать влияние погодных условий на асфальтовое покрытие, что позволяет властям в режиме реального времени определять необходимость проведения работ по просушке маршрутов.

В контексте России, российские компании предлагают расширить функциональность портала ФГКУ «Росдормониторинг». Перевозчики высказывают просьбу предоставить им в электронном виде информацию о условиях получения спецразрешений, включая обоснования, которые лежат в основе определения региональных ограничений по нагрузке на ось и стоимости пропуска. Такие шаги способствовали бы большей прозрачности и участии заинтересованных сторон в процессе принятия решений относительно использования и ремонта региональных дорог.

Логисты считают, что необходимо сократить срок рассмотрения заявок на получение спецразрешений с 5 до 1 дня и обеспечить оперативную обратную связь в случае отказа, чтобы перевозчики могли бы внести изменения в документ в течение 3 часов. Возникают нештатные ситуации в перевозках, такие как изменение маршрута или необходимость ремонта транспортного средства, поэтому важно иметь механизм для оперативной корректировки электронного пропуска и возможность отслеживать актуальные данные о параметрах перевозки в режиме реального времени.

Также необходимо внедрить единый механизм отчетности на портале для каждого региона, где хранятся требования к весенней просушке. Логисты отмечают, что важно получать письменные объяснения от городов или областных центров о том, как используются средства, уплаченные бизнесом за спецразрешения, поскольку в настоящее время эта информация отсутствует в открытом доступе.

Открытое финансирование ремонта дорог является важным элементом для достижения реального улучшения дорожной ситуации и эффективного противодействия коррупции. Когда финансовые потоки и расходы на ремонт дорог являются прозрачными и доступными для общественности, это способствует повышению доверия и открытости в дорожной инфраструктуре. Граждане могут видеть, какие средства выделяются на ремонт и обновление дорог, а также следить за их использованием.

Это создает условия для эффективного контроля и предотвращения злоупотреблений и коррупции в сфере дорожного строительства. Открытое финансирование также способствует эффективному планированию и распределению средств, поскольку заинтересованные стороны, включая граждан и организации, могут вносить предложения и мониторить использование средств.

Введение весенних ограничений на дорогах приводит к увеличению времени и затрат на транспортировку. Это особенно затрудняет ситуацию для перевозчиков, учитывая уже выросшую себестоимость перевозок на 16% в год из-за увеличенных трат на запчасти и техническое обслуживание. Чтобы облегчить финансовую нагрузку на перевозчиков, необходимо снизить влияние транспортных издержек на конечную стоимость товаров для потребителей.