В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

В России решили усовершенствовать выдачу специальных разрешений для большегрузного транспорта

Госдума одобрила новый закон, направленный на оптимизацию системы выдачи разрешений для транспортных средств большого размера или веса. Законопроект, предложенный правительством, касается автомобилей, размеры или вес которых значительно превышают стандартные показатели, а также тех, которые нарушают установленные нормы нагрузки на ось более чем на 10%.

В России решили усовершенствовать выдачу специальных разрешений для большегрузного транспорта
© Валерий Шарифулин/ТАСС

По новым правилам, такие автомобили должны получить специальное разрешение для движения от Росавтодора. Заявки на получение такого разрешения можно будет оформлять онлайн через портал Госуслуг. Все выданные разрешения будут фиксироваться в едином реестре. Перед началом каждой поездки владельцы большегрузов обязаны уведомлять Росавтодор, указывая планируемую дату в личном кабинете на сайте. Также предусмотрено мобильное приложение для отметок о начале и окончании поездки.

По сути, правительство Российской Федерации примет на себя обязанность устанавливать правила движения для грузовиков большой массы и габаритов. Это включает в себя определение процедуры получения разрешений, их срока действия и процесса согласования маршрута передвижения. Дополнительно, правительство разработает механизмы компенсации ущерба, который может быть причинен дорогам из-за движения тяжелых транспортных средств.

Что нужно учитывать?

В новом законе требуется, чтобы владельцы дорог регулярно предоставляли в систему разрешений актуальные данные о состоянии и особенностях своих дорожных участков. Это включает в себя технические особенности дорог и максимально разрешенные весовые характеристики для транспортных средств, которые могут по ним передвигаться.

Данный шаг призван обеспечить безопасность движения. Зная актуальные характеристики дорог, водители тяжеловесного и крупногабаритного транспорта смогут выбирать оптимальные и безопасные маршруты для своих поездок. Это также поможет предотвратить износ и повреждение дорожного покрытия из-за передвижения транспорта, вес которого превышает допустимые для конкретного участка дороги нормы. В конечном итоге это способствует сохранности дорожной инфраструктуры и снижению рисков аварий.

Подведение промежуточных итогов

С октября 2021 года в Российской Федерации был инициирован переход на электронное оформление разрешений для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств. По данным последних месяцев, эффективность нововведения демонстрирует значительные результаты.

Ранее процесс получения соответствующих разрешений мог занимать недели или даже месяцы. Однако с внедрением электронной системы, время ожидания разрешения сократилось до нескольких дней. В случае крупногабаритных транспортных средств разрешение выдается, как правило, за один-два дня. Для тяжеловесных транспортных средств процедура может занимать несколько дольше из-за необходимости учета нагрузок и определения компенсации за возможное повреждение дорожного покрытия.

Электронная система также обеспечивает грузоотправителям доступ к актуальной информации о возможных проблемах на маршруте, что позволяет своевременно корректировать маршруты и контактировать с соответствующими муниципалитетами или службами для решения возникающих вопросов.

Хотя последние месяцы показали, что электронное оформление разрешений для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов является шагом вперед, система все еще сталкивается с определенными проблемами. В частности, не все паспорта дорог интегрированы в единую систему, а качество интернет-соединения в различных регионах оставляет желать лучшего, что может сказаться на эффективности электронного документооборота.

Однако, стоит отметить ответственный подход законодателей к вопросу. Перед рассмотрением нововведений, депутаты провели ряд консультаций с ключевыми участниками отрасли, включая перевозчиков и бизнес-сообщество, чтобы выяснить, влияют ли изменения на стоимость перевозок. Результаты этих встреч были однозначными: стоимость перевозок не увеличилась, а сами инновации получили поддержку от профессионалов отрасли.

Что дальше?

Теперь перед Российской Федерацией стоит задача дальнейшего совершенствования этой системы. Новый законопроект предоставляет основу для дополнительной оптимизации, что, вероятно, обеспечит еще большую прозрачность и эффективность для всех участников процесса.

Значение для бизнеса

Внедрение системы, которая автоматически устанавливает маршрут движения без необходимости дополнительных согласований, значительно упрощает процесс для бизнеса. Вместо долгих ожиданий и процедур согласования, компании могут оперативно планировать свои поставки и логистические операции.

Примером может служить компания, занимающаяся перевозками крупногабаритных грузов. Ранее ей приходилось ждать одобрения на каждый новый маршрут, что могло вызвать задержки и дополнительные издержки. Теперь же, благодаря автоматизированной системе, выбор оптимального маршрута происходит без лишних заминок, что позволяет сократить время доставки и уменьшить риски задержек.

Кроме того, автоматический расчет возможного вреда дорожному покрытию от перевозок избавляет от возможных ошибок и субъективности, связанных с человеческим фактором. Например, в случае перевозки тяжеловесного оборудования, система самостоятельно оценивает потенциальный риск и стоимость возмещения вреда, исключая противоречия или недоразумения, которые могли бы возникнуть при ручном расчете.

Придание системе статуса государственной информационной системы выдачи спецразрешений подчеркивает ее официальность и авторитетность, делая ее единым и непреложным источником для всех участников логистической цепочки.

Ближайшие задачи

Ежегодно обрабатывается около 700 тысяч заявок на получение разрешений на движение крупногабаритных транспортных средств. Современные требования рынка и темпы бизнеса предполагают оперативность и эффективность, поэтому основной акцент делается на ускорении процесса выдачи разрешений. В идеальных условиях ожидается, что до половины всех разрешений будут выдаваться в течение лишь одного часа. Это позволит предприятиям быстрее реагировать на меняющиеся рыночные условия, оптимизировать логистику и сокращать простои.

Тем не менее, существующий порядок выдачи разрешений на движение крупногабаритных транспортных средств, особенно по местным дорогам, которые не всегда отражены на картах, часто сталкивается с протяженными сроками ожидания, порой достигающими месяца. Это может быть связано как с объективными факторами, так и с попытками перевести перевозку в «серую зону». Очевидно, что такая задержка может нанести ущерб бизнесу, увеличив издержки и снижая конкурентоспособность.

Поэтому акцентируется внимание на необходимости упрощения разрешительного порядка. Упростив процедуру и сделав ее максимально прозрачной для бизнеса, можно ожидать ускорения экономического роста и повышения уровня доверия со стороны предприятий к государственной системе регулирования.

Проблематика

Вновь введенная система выдачи специальных разрешений для крупногабаритных транспортных средств, несмотря на очевидные преимущества, может столкнуться с рядом проблем.

Прежде всего, существует вопрос о полноте и актуальности данных в системе. Не все паспорта автомобильных дорог включены в единую систему, что может создать путаницу и неясность при планировании маршрутов. Это особенно касается местных дорог, которые могут быть не отражены на картах. Такая неполнота данных может привести к замедлению процесса оформления разрешений и к потенциальным конфликтам между перевозчиками и органами контроля.

Далее, проблемы доступа к интернету в разных регионах страны могут осложнить эффективное использование системы. Неравномерное качество интернет-соединения может создать препятствия для перевозчиков в отдаленных районах, тем самым усиливая региональные диспропорции в бизнесе.

Еще одной потенциальной сложностью является риск ухода некоторых перевозок в «серую зону». Хотя система предполагает упрощение и ускорение процедур, остается вероятность, что некоторые участники рынка будут искать пути обхода официальных каналов, чтобы избежать бюрократии или определенных платежей.