В России решили создать единый реестр перевозчиков
Законопроект, вводящий с 1 марта 2025 года единый электронный реестр автоперевозчиков грузов, может позитивно повлиять на рынок услуг перевозок, обеспечивая большую прозрачность и контроль отрасли. Но при этом существует риск затруднить деятельность некоторых перевозчиков из-за жестких требований к регистрации.
Инициатор предлагает принять законопроект об обязательной регистрации автоперевозчиков грузов в едином электронном реестре с целью усиления контроля за деятельностью и снижения числа дорожно-транспортных происшествий с участием. Эта тенденция, по мнению разработчиков, связана с отменой лицензирования и возможностью для перевозчиков просто уведомить власти о начале работы, чего делают лишь 20% из общего их числа, таким образом оставаясь практически без какого-либо контроля и надзора со стороны государства. Это законопроект призван исправить.
Законопроект по сути направлен на введение государственного регулирования рынка грузоперевозок, поскольку в настоящее время эта деятельность носит декларативный характер, что не позволяет обеспечить должный контроль со стороны государства. Актуальность инициативы подкрепляется переориентацией значительной части грузоперевозок с железных дорог и водного транспорта на автомобильные перевозки благодаря развитию дорожной инфраструктуры. Предполагается, что из реестра будут исключать перевозчиков за нарушения, однако порядок осуществления такого контроля на законодательном уровне пока не прописан.
Все эксперты официально выступают в поддержку правительственной инициативы. Они отмечают позитивное влияние предлагаемого реестра на оптимизацию маршрутов и легализацию рынка перевозок, что позволит увеличить налоговые поступления. Однако такое единодушное одобрение со стороны представителей отрасли и полное отсутствие конструктивной критики вызывают определенное беспокойство. Возникает впечатление, что реальные риски и недоработки законопроекта не освещаются или замалчиваются. Позиции экспертов могут скрывать недостатки реформы, на которые следовало бы обратить внимание для устранения в процессе обсуждения.
Отсутствие конструктивной критики и обратной связи со стороны экспертного сообщества крайне опасно, так как это может привести к тому, что недостатки и риски реформы не будут выявлены и учтены заранее. Законопроект лишается необходимого шлифования и доработки, а впоследствии это может обернуться непредвиденными проблемами при реализации или даже иметь негативные социально-экономические последствия. Атмосфера всеобщего одобрения вместо честного профессионального анализа скрывает потенциальные уязвимости реформы от широкой общественности и властей, тогда как критический дискурс мог бы помочь сбалансировать интересы разных сторон и принять более совершенное решение.
Основное препятствие для успешной реализации данной инициативы, по мнению экспертов, может составить обязательная массовая регистрация большого числа автоперевозчиков в едином электронном реестре, а также необходимость информирования и убеждения грузоотправителей использовать именно услуги зарегистрированных в нем компаний. Это связано с масштабностью задачи по сбору и введению в базу подробных сведений о каждом перевозчике и его транспортных средствах, а также с низкой мотивацией самого бизнес-сообщества сотрудничать с государством и подвергаться дополнительному контролю без ужесточения ответственности.
Одним из ключевых факторов, от которого будет зависеть успешность внедрения единого электронного реестра автоперевозчиков, является скорость и простота самой процедуры регистрации как самих перевозчиков в систему, так и каждой отдельной перевозки груза. Любые задержки на этапе введения данных в базу неминуемо приведут к срывам грузоперевозок и простоям транспортных средств, вызвав дополнительные логистические и экономические издержки для всего рынка. Поэтому процедура регистрации должна быть максимально оптимизирована и автоматизирована для предотвращения негативных последствий от задержек в работе системы.
Для успешного запуска единого электронного реестра и избежания сложностей на начальных этапах необходимо обеспечение простой и удобной процедуры регистрации перевозчиков и обновления сведений о них и транспорте, а также доступа к функционалу платформы через понятные и удобные интерфейсы. При этом критически важно для всех участников рынка гарантировать надежную защиту персональных данных и конфиденциальной информации, размещаемой в реестре. Только предоставив высокий уровень безопасности и простоту работы в системе, можно реализовать быстрое и беспроблемное внедрение.
Еще одним существенным вызовом для внедрения единого электронного реестра автоперевозчиков может стать необходимость тщательной стандартизации информационного взаимодействия и координации между многочисленными участниками рынка грузоперевозок. Это касается согласования форматов обмениваемых данных, порядков и сроков их обновления, налаживания обратной связи и решения спорных ситуаций в онлайн-режиме. Без чёткой проработки таких вопросов и выстраивания гибкой системы взаимодействия с учетом интересов всех сторон процесс может затянуться или привести к ошибкам и сбоям из-за несогласованности потоков информации.
Определенной проблемой может стать попытка установить единый подход к тарификации грузоперевозок, так как автоматизация такого процесса представляется практически неосуществимой. Формирование стоимости услуг перевозки зависит от огромного количества переменных: вида и объёма груза, маршрута, сроков доставки, сезонности и конъюнктуры рынка. Учитывая такое многообразие факторов и динамичность ситуации, полный переход на стандартизированный алгоритм ценообразования вряд ли реален. Это может привести к дисбалансам на рынке и недопониманию между участниками.