В России назревают изменения в системе утилизационного сбора
Минпромторг России подготовил проект постановления, предполагающий корректировку уже утвержденной шкалы индексации для отдельных категорий транспортных средств. Это означает, что для некоторых видов техники утилизационный сбор вырастет, для других — снизится. Такая необходимость вызвана несколькими факторами, которые требуют детального рассмотрения.

Изменение ставок обусловлено необходимостью уточнения классификации транспортных средств. Существующая система оказалась недостаточно гибкой для адекватного учета специфики различных категорий техники. Например, размер сбора для специализированных транспортных средств, таких как мусоровозы, спецтехника для коммунального хозяйства или сельскохозяйственные машины, может существенно отличаться в зависимости от их функциональности, грузоподъемности и эксплуатационных характеристик. Проект постановления призван устранить неточности в классификации, обеспечив более справедливое распределение налоговой нагрузки.
Корректировка ставок связана с изменениями на рынке автомобилестроения и утилизации. Появление новых видов техники и изменение объемов производства требуют пересмотра существующих параметров расчета утилизационного сбора. Например, рост популярности электромобилей и гибридных автомобилей может потребовать отдельного регулирования в рамках утильсбора, так как процесс их утилизации отличается от утилизации традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Сбор может быть скорректирован как в сторону повышения для более экологически вредных автомобилей, так и в сторону снижения для тех, утилизация которых менее затратна и более экологична.
Корректировка может быть вызвана необходимостью стимулирования развития отечественного автопрома и индустрии утилизации. Снижение утильсбора для определенных категорий транспортных средств, производимых в России, может способствовать повышению их конкурентоспособности и росту внутреннего рынка. Наоборот, повышение ставок для импортной техники может быть механизмом протекционизма, направленным на защиту российских производителей.
Проект постановления, опубликованный на федеральном портале, не содержит конкретных цифр изменения ставок для каждой категории техники. Однако в пресс-службе Минпромторга подчеркнули, что изменения преимущественно косвенные и направлены на уточнение методологии расчета и классификации. Более подробная информация о конкретных изменениях будет доступна после окончательного утверждения постановления правительством.
Конкретные последствия этих изменений неоднозначны и требуют детального анализа. Для машин полной массой 12-20 тонн планируется увеличение коэффициента УС с 8,86 до 9,57. При базовой ставке 150 000 рублей это приведет к значительному росту сбора: с 1,33 млн рублей до 1,58 млн рублей в 2025 году. Прогнозируемый рост к 2030 году еще более существенен — до 400 000 рублей по сравнению с нынешним уровнем. Это может негативно сказаться на операторах, работающих с этим типом техники, повысив стоимость владения и эксплуатации.
Возможные последствия — замедление обновления парка, задержка инвестиций в новые самосвалы и рост цен на строительные и другие виды работ, где используется данная техника. С другой стороны, это может стимулировать переход на более экономичные и экологически чистые модели. Для самосвалов полной массой 20-50 тонн увеличение УС будет менее значительным — с 4,06 млн рублей до 4,3 млн рублей в 2025 году, что составляет разницу в 240 000 рублей. Этот рост, хоть и менее значительный в процентном выражении, также может повлиять на экономику бизнеса, особенно учитывая уже высокую базу.
Необходимо учитывать, что данные цифры не учитывают возможные изменения базовой ставки, которые могут еще более усилить влияние предлагаемых изменений. Ситуация с бетоносмесителями более неоднозначна. Сейчас для них действует единая ставка 2,71 млн рублей, независимо от массы. Предложенные изменения вводят дифференциацию по категориям массы. Это может привести к снижению конкурентоспособности тяжелой техники российского производства на рынке, так как импортная техника, возможно, окажется экономически более выгодной.
Дифференцированный подход к ставке УС нацелен на поддержку именно тех сегментов рынка, где присутствие российских производителей наиболее значительно. В частности, производство малотоннажной спецтехники, такой как бетономешалки малой грузоподъемности, в России развито слабо. Цель корректировки — не столько защита несуществующего сегмента рынка, сколько предотвращение вытеснения отечественных производителей тяжелых грузовиков с высокой грузоподъемностью, работающих на трех- и четырехосных шасси. Этот сегмент, в отличие от малотоннажного, активно представлен российскими брендами. Малотоннажные самосвалы и бетономешалки практически не производятся в стране. Если такие машины и встречаются, то, как правило, это подержанные японские праворульные модели, используемые преимущественно в частном секторе для небольших объемов работ, например, на дачных участках. Эта ситуация подчеркивает необходимость стратегического развития отечественного производства не только тяжелых грузовиков, но и других типов техники. Повышение утилизационного сбора для импортной техники, особенно в сегменте HCV, является одним из инструментов защиты отечественного рынка. Увеличение стоимости импорта делает российские грузовики более конкурентоспособными по цене, стимулируя спрос на продукцию КамАЗа, Урала и других российских производителей.
В целом, предлагаемые изменения в УС имеют как позитивные, так и негативные стороны. Положительные моменты заключаются в стимуляции обновления парка техники и перехода на более экологичные модели. Отрицательные — в возможности роста цен на строительные услуги и потенциальном снижении конкурентоспособности российской техники в некоторых сегментах рынка. Для более полного анализа необходимо учитывать множество факторов, таких как динамика цен на металлы, изменение курса валют, темпы развития отечественного машиностроения и прогнозируемый спрос на спецтехнику. Прогнозирование долгосрочных последствий требует проведения всесторонних экономических исследований с учетом всех этих факторов.