В России могут исчезнуть АЗС
Минтранс РФ разработал изменения в законодательство, согласно которым заправки, кафе и прочие объекты дорожно-сервисного назначения на скоростных магистралях впредь будут разрешены только в составе комплексных мультифункциональных зон. Это означает, что взамен отдельно стоящих АЗС, забегаловок и магазинов в будущем появятся целостно организованные крупные зоны, совмещающие в себе станции техобслуживания автотранспорта и широкий спектр услуг, таких как торговля, общественное питание и отдых. Таким образом планируется оптимизировать инфраструктуру автомагистралей.
Минтранс России разработал законопроект, направленный на упорядочение размещения объектов дорожного сервиса на автомагистралях. Согласно документу, впредь АЗС, кафе и фудкорты на трассах первой категории смогут размещаться лишь в составе комплексных мультифункциональных зон, отвечающих единым стандартам. Это позволит привести инфраструктуру автодорог к четкой организации путем концентрации различных сервисов для водителей в масштабных зонах отдыха, обеспечив удобство пользования.
Новый законопроект, разработанный Минтрансом России, направлен на качественное улучшение инфраструктуры автомобильных дорог первой категории — скоростных магистралей с разделенным движением. Он предполагает сосредоточение разнообразных объектов дорожного сервиса, включая АЗС, кафе, зоны отдыха для водителей и пассажиров, медпункты, площадки для эвакуации, пункты связи, в комплексных мультифункциональных зонах, позволяющих в одном месте получить весь необходимый спектр услуг высокого качества и существенно повысить тем самым комфорт пользования скоростными трассами.
Данный законопроект, предложенный Минтрансом России, направлен на улучшение инфраструктуры и безопасности дорожного движения путем сосредоточения разнообразных объектов сервиса на автомагистралях первой категории в единых мультифункциональных зонах. Такое решение позволит пользователям получать в одном месте весь необходимый комплекс услуг высокого качества, сократит число съездов с трасс, что снизит аварийность. Законодатель предусматривает возможность размещения МФЗ как на полосе отвода, так и на прилегающих землях при обустройстве безопасных подъездов. Это даст импульс для развития точек сервиса, в том числе малому бизнесу, а в перспективе приведет к консолидации объектов в крупные комплексы, отвечающие мировым стандартам.
Законопроект, предложенный Минтрансом России, не означает немедленного закрытия уже существующих объектов дорожного сервиса вдоль скоростных магистралей. Это будет постепенный процесс трансформации сложившейся инфраструктуры в соответствии с вектором ее дальнейшего развития. Новые правила не ставят жесткие сроки, а лишь указывают на целесообразность формирования крупных мультифункциональных комплексов с полноценным набором услуг через каждые 50-70 км. Данное нововведение даст возможность существующим объектам со временем интегрироваться в такие комплексы или прекратить работу по мере появления более продвинутых альтернатив для водителей.
Идея сосредоточения различных сервисов для автомобилистов в крупных мультифункциональных зонах выглядит рациональной с точки зрения как повышения комфорта пользователей дорог, так и потенциального роста доходов для бизнеса. Благодаря концентрации потоков на определенных участках магистралей компании смогут предоставлять качественное обслуживание большему числу клиентов, а размещение разнообразных объектов в едином месте позволит им взаимодополнять и стимулировать друг друга. Вместе с тем, многие детали реализации инициативы, такие как выбор площадок, условия подключения предпринимателей, контроль соблюдения стандартов, будут решающими для успеха проекта.
Одной из мер поддержки для бизнеса на начальном этапе создания мультифункциональных зон могло бы стать временное снижение налоговой нагрузки и отмена плановых проверок для предпринимателей, согласившихся разместить свои объекты на новых площадках. Это помогло бы снизить издержки и сфокусироваться на качественном обслуживании автомобилистов. В то же время, государство не должно слишком снижать контроль за соблюдением стандартов безопасности и охраны труда, поскольку на первом этапе именно эти факторы критически важны для успеха проекта и предотвращения негативных последствий.
Создание мультифункциональных зон вдоль скоростных магистралей создает уникальную возможность для повышения доступности и инклюзивности инфраструктуры автодорог. Так, при проектировании и строительстве объектов в составе МФЗ необходимо предусматривать наличие туалетов для инвалидов-колясочников, пандусов и других адаптированных зон, позволяющих этой категории граждан полноценно пользоваться всеми услугами. Кроме того, важно учитывать нужды людей с ограниченными возможностями, старшего поколения, родителей с детскими колясками и других уязвимых групп населения, обеспечив доступность и комфортность пространства для всех пользователей автомобильных дорог.
Представители коммерческих структур, занятых в сфере дорожного сервиса, относятся пока с определенной осторожностью к инициативе Минтранса по созданию мультифункциональных зон. Они подчеркивают, что речь идёт лишь о законопроектной идее, а не о готовом нормативном акте, поскольку многие ключевые детали его реализации и влияния на бизнес остаются невыясненными. Для объективной оценки предложенных изменений необходимо будет изучить их законодательное закрепление с учётом всех нюансов, чтобы понять перспективы и риски для компаний от внедрения данного подхода.
Многих также волнует, не принудит ли правительство закрывать АЗС в обязательном порядке. Бизнес предпочел бы иметь пространство для выбора с учетом целесообразности и рентабельности.