В РФ планируют создать общего оператора для контроля веса и габаритов транспорта
Минтранс России планирует снизить количество необоснованных штрафов для перевозчиков за нарушения, выявленные автоматическими пунктами весогабаритного контроля. Для этого будет увеличена частота проверки корректности данных таких пунктов, а при выявлении сбоев их работу приостановят до устранения отклонений.
Создание единой федеральной государственной информационной системы весогабаритного контроля, объединяющей все автоматические и дорожные пункты под управлением единого оператора, крайне важно для решения давней проблемы необоснованных штрафов транспортных компаний. Такая централизованная система позволит в режиме реального времени сопоставлять показания разных постов, быстро выявлять неработоспособные устройства и ошибки в данных по каждому ТС, предотвращать неправомерное привлечение к ответственности перевозчиков и тем самым существенно улучшить ситуацию для всего автотранспортного сообщества.
Внедрение единой федеральной системы весогабаритного контроля позволит предоставить водителям удобный доступ к результатам измерений их транспортных средств с помощью мобильного приложения. Это даст возможность своевременно выявлять возможные ошибки и принимать меры до передачи данных в Ространснадзор. Кроме того, система сможет задерживать передачу информации по проблемным случаям в регулятор для проведения дополнительной проверки, тем самым предотвращая необоснованное наложение штрафов. Данные моменты значимо снизят риски неправомерного привлечения перевозчиков к ответственности.
Проблема несоответствия показаний автоматических пунктов весогабаритного контроля реальному состоянию транспортных средств, вследствие чего перевозчики нередко необоснованно подвергаются крупным денежным санкциям, давно беспокоит автотранспортный бизнес. Множественные нарушения установленных требований к техническому состоянию и месторасположению таких пунктов приводят к возникновению искажений в показаниях об истинном весе и размерах перевозимых грузов. Это ситуация требует срочного решения.
В 2022 году в Кемеровской области пришлось принять решение о временной остановке работы одного из пунктов автоматического весогабаритного контроля. Это было связано с многочисленными жалобами со стороны перевозчиков на необоснованное наложение на них значительных денежных штрафов. Транспортные компании утверждали, что неправильные показания данного пункта приводили к документированию им несуществующих перегрузов. Для выявления и устранения выявленных нарушений его функционирование приостановили до восстановления корректной работы системы контроля. Создание единой федеральной системы весогабаритного контроля, как надеются в Минтрансе, поможет решить эту давнюю проблему.
Для полного решения проблемы некорректной работы пунктов автоматического весогабаритного контроля необходимо провести большой объем дополнительной работы. Необходимо разработать единые стандарты проверки характеристик всех видов транспортных средств, обеспечить их обязательное и последовательное выполнение на всей территории страны. Также следует разобраться с кадровым обеспечением данной системы, поскольку в настоящее время ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов, что может негативно влиять на ее эффективную и бесперебойную работу.
В настоящее время работа по проверке транспортных средств и контролю их весогабаритных характеристик ведется не систематизированно и разрозненно в каждом субъекте Российской Федерации, что препятствует единому подходу. Необходимо упорядочить региональное законодательство в данной сфере, устранить противоречия между нормативными актами различных субъектов и унифицировать их в целях создания единой правовой базы, что позволит выстроить централизованный и стандартизированный подход к осуществлению весогабаритного контроля на всей территории России.
В настоящее время за организацию весогабаритного контроля на транспортных магистралях отвечают владельцы платных дорог. И это приводит к фрагментарности подхода, реализация зависит от уровня ответственности каждого конкретного оператора. Создание единого федерального оператора позволит централизовать управление всей системой весогабаритного контроля в России, унифицировать подходы и повысить ее эффективность за счет исключения региональной раздробленности.
В централизованной модели единого федерального оператора есть и потенциальные недостатки: жесткая унификация может игнорировать специфику отдельных регионов и их нужд, снизить оперативность принятия управленческих решений на местном уровне, а также повысить бюрократизацию процессов и снизить гибкость системы в целом при изменении условий. Необходимо найти баланс между централизацией и делегированием полномочий территориальным подразделениям оператора.
Создание единого федерального оператора весогабаритного контроля также может негативно сказаться на доходах мелких местных предпринимателей, осуществлявших обслуживание и ремонт пунктов контроля на территории регионов. Кроме того, централизация усложнит прямое влияние на деятельность оператора со стороны местных властей и общественности в случае возникновения проблем с качеством или доступностью его сервисов в регионах.
В итоге можно сделать вывод, что вопрос формирования единой федеральной системы весогабаритного контроля в России является крайне неоднозначным и требующим дальнейшего всестороннего обсуждения. С одной стороны, централизация позволит повысить эффективность и качество контроля, унифицировать подходы. Однако она сопряжена и с определенными рисками: жесткая унификация может пренебречь региональными особенностями, уменьшить гибкость и конкурентоспособность системы. Необходим компромиссный формат, учитывающий интересы как федерального центра, так и субъектов Федерации.