Входим в ТОП-10 лучших перевозчиков России
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

В РФ могут отключить до 70% дорожных камер

Проект постановления правительства России об утверждении целого ряда требований к установке камер на дорогах может привести к отключению до 70% действующих средств фото- и видеофиксации, которые нужны для мониторинга нарушения ПДД. В соответствии с законопроектом водителей должны уведомлять о местоположении камерами знаками или щитами. Камеры должны располагаться максимум каждый км в городе и 5 — за его пределами, а также соответствовать государственным стандартами. Однако эти жесткие требования эксперты сейчас не поддерживают, поскольку они могут привести к демонтажу большей части действующих приборов фото- и видеонаблюдения.

В РФ могут отключить до 70% дорожных камер
© Наталья Селиверстова/РИА Новости

С прошлого года все дорожные камеры, включая стационарные, передвижные и мобильные, должны устанавливаться и функционировать в соответствии с конкретными строгими требованиями. Стационарные камеры размещают на постоянной основе, передвижные используют временно в местах ремонта или при проведении работ, а мобильные устанавливают в патрульных машинах.

Приборы разрешено ставить только на дорогах с выделенными полосами движения, в опасных зонах, у перекрёстков с высокой аварийностью и где запрещена стоянка. О том, что скоро будет камера, должны предупреждать знаки на расстоянии от 100-150 метров. Комплексы для контроля скорости следует размещать с интервалом 1 км в городах и 5 км за их пределами, кроме участков с повышенной аварийностью.

Что придётся убрать?

Согласно экспертным оценкам, указанным в статье, введение в действие новых жестких требований к дорожным камерам, в том числе обязательного соответствия ГОСТу, может привести к тому, что значительная часть существующих в России средств фото- и видеофиксации нарушений ПДД окажется не соответствующей этим нормам и будет демонтирована. Так, по подсчетам главы соответствующего комитета Госдумы, может быть убрано до 70% всех сегодняшних дорожных камер, особенно передвижных. Это объясняется тем, что многие приборы устарели и не удовлетворяют жестким требованиям стандарта, к тому же расстояния между камерами во многих местах также не соответствуют запланированным нормам.

Эксперты рабочей группы против законопроекта и в целом данной идеи в текущем виде. Их сопредседатель Литвин предложил ряд существенных поправок, в том числе уточнить понятие "мобильные камеры", установить ответственных за ведение реестра приборов, а также изменить подходы к размещению стационарных камер. Председатель Союза пешеходов Владимир Соколов обратил внимание, что проект не учитывает безопасность пешеходов при нахождении камер на переходах. Специалист ОНФ Михаил Мезенцев предложил изменить форму соглашения об использовании камер. Дискуссия между экспертами и властями по совершенствованию нормативных актов продолжается, и в случае отсутствия компромисса решение примет правительственная комиссия.

Вопрос установки и использования дорожных камер требует урегулирования на федеральном уровне, так как многие аспекты остаются непроясненными. Прежде всего, необходимо закрепить на законодательном уровне, какие конкретные государственные органы и ведомства уполномочены на установку, эксплуатацию и техническое обслуживание средств фото- и видеофиксации, а также определить процедуры размещения и информирования об их местонахождении. Кроме того, следует установить единые, обязательные для всех регионов требования к техническим характеристикам камер: разрешению снимков, допустимой погрешности измерений, срокам хранения данных и другим параметрам, обеспечивающим качественный сбор доказательной базы.

При разработке единого федерального подхода к регулированию использования дорожных камер следует учесть вопросы безопасности и приватности граждан. Необходимо законодательно закрепить требования к защите собираемых данных от несанкционированного доступа, а также предусмотреть механизмы ограничения возможности распознавания лиц проходящих мимо водителей и пассажиров. Это позволит обеспечить баланс между целями контроля за дорожным движением и правом граждан на частную жизнь.

Вопрос защиты персональных данных, которые собирают дорожные камеры, является весьма актуальным в России. Нередко в СМИ сообщается о взломах баз данных различных ведомств и компаний, в результате которых утекают личная информация граждан. При краже данных с камер: фамилии, номера машин и возможно фотографии есть угроза их дальнейшего несанкционированного распространения и использования в мошеннических целях, например для киберпреступлений, таких как ID-кражи. Это может нанести существенный ущерб правам и интересам людей, поскольку воров может быть сложно отследить и привлечь к ответственности.

Вопрос определения оптимального количества дорожных камер также требует детальной проработки. С одной стороны, их избыточная плотность может привести к взаимным помехам при фиксации нарушений из-за закрытого обзора. С другой стороны, слишком редкое размещение не позволит обеспечить должное покрытие контролируемых участков дорог. Необходимо найти золотую середину между этими подходами с учетом особенностей различных автотрасс, позволяющую максимально эффективно осуществлять видеонаблюдение при соблюдении всех требований безопасности.

Вопрос разграничения полномочий различных госструктур в сфере установки и эксплуатации дорожных камер также требует четкого законодательного закрепления. Необходимо определить, какие конкретно организации уполномочены на размещение камер и оборудование, кто несет ответственность за сбор, хранение и обработку данных, фиксируемых этими устройствами, как будет осуществляться взаимодействие между ними. Это критически важно для исключения излишней коммерциализации процесса и возможных злоупотреблений, а также для обеспечения единого подхода к функционированию системы видеоконтроля.