Входим в ТОП-10 лучших перевозчиков России
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Участники ТрансРоссия-2025 испытали «шок от деглобализации»

Представители транспортных компаний ожидают государственной поддержки в виде субсидий и налоговых льгот, понимая, что «чудес на пустом месте» не бывает. Санкционное давление, некогда служившее инструментом контроля, уже не воспринимается как серьезная угроза. Более того, в неформальных беседах и официальных выступлениях звучит мысль о том, что даже отмена санкций не станет панацеей и не вернет прежнюю легкость ведения бизнеса. Парадоксальным образом, успех сопутствует тем компаниям, которые покинули рынок три года назад, перед началом активной фазы санкционного давления.

Участники ТрансРоссия-2025 испытали «шок от деглобализации»
© news.tek.fm

Общий тренд — это перераспределение грузопотоков. Экспортно-импортные перевозки демонстрируют отрицательную динамику. Спикеры стратегической сессии «Рынок грузоперевозок и логистики в 2025 году» акцентировали внимание на необходимости наращивания мощностей на ключевых направлениях для преодоления этого спада. Основной источник роста железнодорожных грузоперевозок — это транзит.

Детальный анализ ситуации показывает, что «шок от деглобализации» проявляется в полной мере. Транспортные компании вынуждены адаптироваться к новой реальности, характеризующейся геополитической нестабильностью, изменением логистических цепочек и переориентацией на новые рынки. Господдержка становится критическим фактором выживания, а долгосрочные прогнозы зависят от множества факторов, включая геополитические события, темпы экономического роста в ключевых регионах и эффективность реализации государственных программ поддержки. Важным аспектом является изменение характера конкуренции. Компании, быстро адаптирующиеся к новым условиям, используя государственную поддержку и нашедшие новые ниши, получили конкурентное преимущество. Те же, кто остался в рамках прежней модели работы, столкнулись с серьезными трудностями. Прогнозируемые сценарии развития логистического рынка достаточно пессимистичны. Они предполагают длительный период адаптации, необходимость инвестиций в новые инфраструктурные проекты, рост издержек и поиск новых рынков сбыта.

Положительная динамика наблюдается в портах Дальнего Востока и Азово-Черноморского бассейна, хотя темпы роста здесь несколько ниже, чем на Северо-Западе. Примечательно, что даже арктические порты России демонстрируют существенный рост, который можно назвать "супер-лидерским", хотя и в относительных, а не абсолютных показателях. Этот рост связан с открытием в прошлом году прямых морских маршрутов по Севморпути из Китая. Пока объемы перевозок по этим маршрутам невелики, но само событие является знаковым, отмечая начало новой эры в арктической логистике. Однако сейчас говорить о конкуренции арктических портов с портами Балтики или Дальнего Востока преждевременно. Для этого необходимо решить множество задач, требующих значительных инвестиций и комплексного подхода. В частности, требуется развитие портовой инфраструктуры, закупка ледокольных контейнеровозов высокого класса, а также строительство и модернизация железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающей подъездные пути к портам.

Существующие автодороги не справляются с потенциальным увеличением грузопотока. Традиционно Россия экспортирует преимущественно энергоносители, а импортирует продукцию обрабатывающей промышленности. Однако наблюдаются системные изменения не столько в номенклатуре грузов, сколько в географических векторах грузопотоков. Последние три года ситуация кардинально изменилась, и центром гравитации транспортно-логистической системы стал Восток. Это связано с геополитическими факторами и изменением торговых партнеров России. На рынок перевозок влияет не только география, но и макроэкономические показатели.

Рост транзитных перевозок, хоть и служит определенным буфером, не гарантирует процветания всей отрасли. Потенциальные риски связаны с дальнейшим развитием геополитической ситуации, изменением мирового экономического порядка и конкуренцией со стороны новых игроков на рынке. Поэтому вывод о сдержанном оптимизме участников TransRussia-2025 является вполне обоснованным. Ожидается сложный период адаптации и борьбы за выживание, где государственная поддержка и гибкость бизнеса станут ключевыми факторами успеха. Даже отмена санкций не гарантирует возврата к прежнему уровню процветания, поскольку мировой транспортный ландшафт претерпел значительные изменения, и восстановление прежних цепочек потребует значительных усилий и времени.

Можно выделить четыре основных сценария развития транспортно-логистического рынка в среднесрочной перспективе. Первый сценарий предполагает сохранение нынешних тенденций: рост импорта с Востока, развитие Северного морского пути и дальнейшую диверсификацию грузопотоков. Второй сценарий — усиление роли транзитных перевозок через Россию, что может произойти при стабилизации геополитической ситуации. Третий сценарий подразумевает значительное увеличение инвестиций в инфраструктуру, что позволит значительно увеличить пропускную способность портов и транспортных коридоров. Наконец, четвертый сценарий, наиболее пессимистичный, предполагает замедление экономического роста и снижение объемов грузоперевозок из-за негативного влияния макроэкономических факторов. Каждый из этих сценариев имеет свои преимущества и недостатки, и их реализация зависит от множества факторов, включая геополитическую ситуацию, инвестиционную активность, темпы экономического роста и эффективность государственного регулирования.

В любом случае транспортно-логистический комплекс России находится в состоянии постоянного изменения и адаптации к новым условиям, и его дальнейшее развитие во многом будет определяться способностью оперативно реагировать на вызовы и использовать открывающиеся возможности. В частности, необходимо учитывать не только количественные показатели роста грузооборота, но и качественные аспекты – повышение эффективности логистических цепочек, внедрение инновационных технологий и повышение квалификации персонала. Только комплексный подход, учитывающий все эти факторы, позволит обеспечить устойчивое и динамичное развитие транспортно-логистического комплекса России в долгосрочной перспективе.