В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране
В рейтинге ati.su 3 место в России и 1 в СПб Рейтинг по стране Рейтинг по городу

У россиян появится возможность штрафовать друг друга за нарушения ПДД с помощью приложения на смартфоне

Приложение «Народный инспектор» начнёт работать с 2022 года у россиян. Теперь они получат возможность штрафовать друг друга на смартфоне. Теперь возможность оформлять штрафы будет основываться на фото и видео. Этот проект будет реализован до 1 июня 2022 года. Этот период времени отводится на то, чтобы КабМин успел внести соответствующие изменения в законодательства. Дело в том, что постановления о наказаниях теперь будут оформляться без протокола. А в действующем законодательстве ещё не зафиксирована соответствующая возможность.

У россиян появится возможность штрафовать друг друга за нарушения ПДД с помощью приложения на смартфоне
© auto.ru

Мнение автомобилистов

Нужно отметить, что подобную инициативу автолюбители оценивают неоднозначно. Одни полагают, что контроль за выполнением ПДД со стороны пешеходов или же других участников движения пойдёт всем только на пользу. Он поможет бороться с лихачами, обочечниками, а также с теми, кто выбрасывает мусор из окна.

Однако есть и другие мнения. В частности, некоторый процент населения полагает, что это нововведение приведёт к росту социального напряжения. Плюс многих смущает, что личной фиксации нарушений не потребуется, достаточно видео и фото. А что, если идентификация окажется ошибочной? Многих беспокоит также возможный взлом системы или же утечка данных. Наконец, отказ от протокола делает непонятной процедуру оспаривания назначения такого наказания.

Автоюрист Дмитрий Славнов оказался среди тех, кто выступает за подобную инициативу. Он говорит, что если в кадре попался обочечник, то этого факта уже будет достаточно, чтобы выписать ему 1,5 тысячи рублей. А потом ещё через километр нарушение может зафиксировать следующий участник дорожного движения. Это заставит задуматься о том, нужно ли продолжать нарушение.

Как будет работать система?

Новое приложение «Народный инспектор» будет внедрено на федеральном уровне. Однако его собираются сконструировать на основе «Помощника Москвы». Это приложение помогает жителям столицы отсылать жалобы на многочисленные нарушения правил стоянки в неположенных местах, на парковку на газонах, а также на тех, кто не оплачивает парковку. Для этого достаточно запустить приложение на мобильном телефоне, выбрать подходящий тип административного правонарушения, сделать фото или видео и отослать.

Григорий Шухман — специалист в сфере фото- и видеофиксации. Он отмечает, что в данном проекте заключена одна из основных проблем нового приложения. По сути, речь идёт о том, что технологии такого типа доступны только пешеходам, так как водителям по правилам запрещено делать фото или видео со смартфонов. К тому же приложение нельзя загрузить на видеорегистраторы.

В то же время, пешеходы далеко не всегда вообще понимают смысл конкретных правил. И в целом очень большое количество лиц является водителями. Особенно высок процент таковых в Москве. То есть пользоваться приложением в том виде, в каком этот проект предлагают, неудобно. Однако можно изменить подход. Например, можно разделить фиксацию материалов и отправку. Например, чтобы видеорегистраторы, установленные на машину, могли фиксировать нарушение. А в конце рабочего дня пользователь, просматривая данные, мог бы их отправлять при наличии такого желания.

При этом во избежание стороннего вмешательства, устанавливать подобные приложения можно ещё в рамках предпродажной подготовки, то есть по умолчанию. Вполне вероятно, что для записей и других материалов, которые будут присылаться для подтверждения факта правонарушения, необходимо разработать конкретный стандарт. Он будет направлен на защиту от любых изменений. Это позволит гарантировать защиту прав тех, кого могут несправедливо обвинить в нарушении ПДД.

Также желательно создать интерфейс на «Госуслугах». Туда каждый желающий смог бы загрузить видео с комментариями. Очень важно, чтобы можно было оставить подпись. И не стоит забывать о том, что каждый, кто отправляет подобные сообщения, должен быть в обязательном порядке ознакомлен с последствиями за дачу ложных показаний.

Как будут обрабатывать постановления?

Поручение президента содержит указание на то, что штрафы должны будут выписываться в экспресс-варианте, то есть без составления протокола. Шухман полагает, что после того, как соответствующий проект внедрят, на ГИБДД обрушится поток фото и видео с различными нарушениями. И начнутся штрафы для всех. Если говорить о мобильных средствах фиксации, то они будут закреплять видео и фото машины в конкретной местности. При этом нет никакой возможности установить длительность пребывания, обстоятельства. Также возникает риск подделки таких материалов.

Однако у рядового инспектора нет возможности всё это проверять. У него поток заявлений. Следовательно, чтобы справиться с таким количеством материалов, нужно или отбраковать все обращения, или выписывать штрафы тоже всем.

Что ещё надо учитывать?

К 1 июня 2022 года субъекты должны поручить ГИБДД часть полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Причём это касается сферы именно дорожного движения. Местные власти возьмут на себя обработку постановлений, которые связаны с камерами. Тем самым задача ГИБДД упростится. Однако право выписать штраф или же постановление о лишении прав при личной остановке всё равно останется за инспекторами. В этом плане никаких изменений нет.

Как защититься от лжесвидетельств?

Одно из основных претензий к проекту — это вероятные злоупотребления. Известны случаи, когда контролёры, гоняясь за баллами и поощрениями, снимали автомобилистов, когда те просто стояли в пробках. После чего всё оформлялось как незаконная стоянка. Ещё один момент: при фотографировании машины с определённого ракурса можно добиться впечатления, что авто стоит на газоне.

Шухман сообщил, что в 2019 году уже была ситуация, когда Пленум Верховного суда ГИБДД постановил прекратить принимать материалы программно-аппаратного комплекса. Это было связано с целым потоком материалов от пешеходов. Те были недовольны машинами на придомовых территориях. В результате они делали снимки так, словно автомобили находились на придомовых территориях так, как будто бы это было на тротуаре. Автолюбители отменяли постановления. Затем начинались новые, и всё было по кругу.

Шухман предлагает ввести ответственность и за лжесвидетельства. В настоящем фиксатору максимум угрожает блокировка аккаунта. Если же речь будет идти о штрафе, люди начнут ответственнее относиться к такой задаче. Также нужно убрать механизм поощрения, чтобы пешеходы не начали гнаться за рейтингом.

В то же время руководитель Департамента транспорта столицы Максим Ликсутов не стал исключать возможность бонусов. Он сообщил, что это будет отличным стимулом для пользователей и позволит развить приложение в новом и крайне интересном ключе. Он также говорит о том, что со временем в подобном ключе можно преподнести и другие наработки — исполнительное производство, судебную практику, сертификацию.

Опыт регионов

Нужно отметить, что приложения для фиксации нарушений уже функционируют в разных регионах РФ. Они есть в столице, в Подмосковье, в Кемеровской области. Однако система бонусов предусмотрена только в столичной системе. Их можно потратить на оплату парковки, на футболки или на покупку билетов для проезда в общественном транспорте. Кстати, приложение в Подмосковье позволяет отправлять только видео.

Такое же приложение действует в Кемеровской области, причём успешно. И опыт его использования — самый долгий: более 11 лет. За всё время инициативные граждане отправили более 4 тысяч сообщений о нарушениях. Только за 2021 год за 11 месяцев зафиксировано около 750. Сообщают о грубых нарушениях ПДД: выезд на встречную полосу или проезд на красный свет. Отправить можно как видео, так и фото. Чтобы сообщение о нарушении приняли, достаточно указать время, точную дату, а также обстоятельства правонарушения, его характер. И, естественно, свои данные. Всего благодаря данному проекту за всё время к ответственности было привлечено около 3 тысяч нарушителей и выписано штрафов на сумму около 3 миллионов рублей.

Теперь же настало время переходить на новый уровень фиксации нарушений. Очевидно, что проект будет распространяться на всю Россию. К этому привела ускоренная цифровизация, которая в настоящем затрагивает так или иначе все сферы. Всё перечисленное нужно учитывать в комплексе. Однако большинство автомобилистов относятся к проекту с опаской и ждут неприятностей.