В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Трейдеры по всему миру решают проблему недостатка контейнеров

В сегменте перевозок контейнеров морем в сообщении с КНР наблюдается стремительное повышение тарифов – по различным маршрутам в 2-5, а иногда и в 10 раз. Несколько операторов перестали принимать заявки на перевозки. К резкому увеличению спроса перед Новым годом и мировой эпидемиологической ситуации добавляется еще один фактор – сильная нехватка контейнеров. Типичное нарушение баланса торговли КНР с Америкой и Евросоюзом, когда потоки из Поднебесной во много раз превышают встречные, усилилось, множество пустых контейнеров сосредоточено в североамериканских странах. Обстановка уже стала оказывать влияние на средний бизнес, для которого стоимость перевозки стала критической, и может вызвать повышение цены продукции и компонентов, увеличение продолжительности транспортировки.

Трейдеры по всему миру решают проблему недостатка контейнеров

Специалисты по перевозкам, экспедиции, логистике, которые работают с Поднебесной, указывают на стремительное увеличение стоимости доставки контейнеров. На направлении КНР-РФ отмечается нехватка контейнеров, что стало причиной повышения фрахтовых тарифов за последние несколько недель с 3000 до 5000-6000 долларов, сообщает генеральный директор таможенного брокера КВТ Ю. Шленская. Maersk отменила на сайте функцию бронирования в режиме реального времени, рассказывает она, Sinokor отправила сообщения о приостановке бронирования на ведь последний месяц года. Некоторые линии уже объявили о приостановке букирования, добавляет руководитель департамента интермодальных перевозок Itella в РФ Ю. Никитина, среди них один из самых крупных перевозчиков контейнеров – CMA CGM, уже в конце осени прекратившая прием заявок до конца декабря.

На первые числа декабря цена морской перевозки на нескольких направлениях увеличилась в 5 раз, если сравнивать с серединой осени, отмечает начальник департамента интермодальных перевозок «Даксера» М. Русаков.

В среднем стоимость морской перевозки 1 контейнера на 40 футов из Поднебесной увеличилась в 2-2,5 раза, подчеркивает специалист.

Малым предприятиям пришлось прекратить изготовление товаров на фоне резкого повышения тарифов фрахта, заявляет генеральный директор таможенного брокера КВТ. Она упоминает известную им ситуацию с предприятием, выпускающим лакокрасочные материалы и использующим сырье из Поднебесной. Иным компаниям пришлось отложить ввод в эксплуатацию новых линий. К примеру, планировали отвезти оборудование в новый цех, однако приняли решения отложить перевозку до момента стабилизации тарифов. Если же говорить о DIY-сфере: запланированные отгрузки из Поднебесной стартуют в конце года, первые контейнеры прибывают в начале следующего года, продолжает специалист. С учетом ситуации с фрахтовыми тарифами импортеры задумываются о полном пересмотре логистики и отправке продукции железнодорожным транспортом.

Тарифы на маршруты из Поднебесной в Евросоюз стали повышаться с начала лета этого года, отмечает глава департамента стратегического маркетинга FESCO М. Шишков, первое заметное повышение случилось в начале осени, второе – в конце осени, сегодня наблюдается уже 3-й скачок. Стоимость перевозки контейнера в сорок футов из КНР в государства Евросоюза сегодня в 2 раза выше, чем 12 месяцев назад, подчеркивает он.

Как правило, «высокий сезон» в Поднебесной длится с конца лета по начало осени, а еще весь январь, сообщает трейд-лейн-менеджер направления «Китай» фирмы Asstra А. Гордин. В конце сентября в большинстве случаев наблюдается некоторое снижение спроса, ставки уменьшаются, но в 2020 г. они еще больше увеличились. Стремительное повышение тарифов было зафиксировано в конце октября – начале ноября и все еще набирает обороты. Ставки в 3-4 раза превышают тарифы ноября 2019 г., рассказывает специалист. По мнению Д. Суховерши из FM Logistic, тарифы начали повышаться в начале осени, и сегодня на перевозку морем из Азии в Евросоюз и в порты европейской части Российской Федерации они в среднем в 2-2,5 раза выше августовских показателей. Заместитель руководителя Kuehne+Nagel в РФ и государствах СНГ по морскому фрахту М. Врлжичак отмечает, что Шанхайский индекс контейнерных перевозок достиг своего пика за 8-летний период.

Большинство причин повышения ставок не вызывает вопросов: и распространение коронавируса с отложенным спросом, и канун Нового года. Но есть еще один фактор: недостаток пустых контейнеров в Поднебесной, который, по мнению представителя компании FM Logistic, был вызван дисбалансом торговли между изготовителями в Азиатско-Тихоокеанском регионе и южноазиатских странах и североамериканскими и европейскими потребителями.

КНР перестала приобретать у Америки продукцию, добавляет Юлия Шленская, а Америка все еще делает покупки в Поднебесной. Контейнеры отправляются в США и не доставляются обратно.

По мнению главы департамента стратегического маркетинга FESCO, в денежном выражении экспорт из Поднебесной в три раза превышает импорт из Америки. За первые 3 квартала текущего года объем перевозок контейнерами из североамериканских стран в азиатские уменьшился на 14%, а в обратном направлении – увеличился на 12%, сообщает основатель VIG Trans И. Ребельский. Ситуация с коронавирусом стала причиной дисбаланса контейнеров, продолжает он. В первые недели распространения инфекции во всех странах вводились ограничительные меры, и часть торговых операций была заморожена. Сегодня ситуация стала совершенно другой, поток продукции из Поднебесной стал экспортироваться. Масса контейнеров находится на маршруте либо в регионах, которые по сей день не доставили их в Азию. Морские линии используются для передислокации пустых контейнеров. Заместитель руководителя Kuehne+Nagel в РФ и государствах СНГ по морскому фрахту отдельным направлением выделяет увеличение потребления продукции повседневного спроса из-за коронавируса: люди стали покупать это на деньги, которые при других обстоятельствах уходили бы на поездки, заведения общественного питания и развлекательные программы.

Объемы поставок в государства Юго-Восточной Азии уменьшились из Америки, а также из Канады и Мексики, Индии и Евросоюза, подхватывает начальник департамента интермодальных перевозок «Даксера». Он уверен, что недостаток контейнеров в Поднебесной и прочих государствах Юго-Восточной Азии является главной причиной стремительного увеличения стоимости морских перевозок.

Начальник департамента интермодальных перевозок Itella в РФ отмечает, что на фоне распространения коронавируса большая часть морских линий уменьшила либо отменила часть рейсов в целях сохранения маржинальности перевозок в условиях значительного сокращения объемов торговли и, как следствие, тарифов на морские перевозки. Фактор уменьшения тоннажа контейнерных линий весной и летом как одну из причин повышения тарифов выделяет и представитель компании FM Logistic.

Поднебесная столкнулась с затруднительной ситуацией, когда груженые контейнеры покидали страну, а назад возвращалась только малая часть, поскольку для морских линий нет финансовой выгоды в отправке порожних контейнеров, рассуждает начальник департамента интермодальных перевозок Itella в РФ. Все это стало причиной крайней нехватки пустых контейнеров в КНР и их сосредоточения в регионах максимального спроса, в североамериканских и европейских странах. Ввиду недостатка контейнеров, мест на судах и увеличения сезонных отгрузок в Поднебесной стоимость фрахта в последние 3 месяца года стала увеличиваться стремительными темпами и по ряду направлений увеличилась практически в десять раз меньше чем за 60 дней.

«Наши клиенты, которые несколько месяцев назад брали время на раздумье, сегодня приходят назад и ужасаются актуальным тарифам, называемым нами, - рассказывает Ю. Шленская. - Обещают «подумать» еще в надежде на снижение цен. Но вероятность того, что это произойдет до конца декабря, крайне мала».

Источник известного информагентства в отрасли считает, что хоть немного заметное количество контейнеров вернется в Поднебесную никак не раньше начала следующего года. Другой источник утверждает, что, вероятно, уже стоит задуматься о корректировке перевозочной логистики, сделать выбор в пользу «круговых» перевозок вместо челночных направлений КНР-Евросоюз-КНР.

Отраслевой источник информагентства сообщает, что повышение стоимости логистики окажет влияние на стоимость продукции, но самыми значимыми, по его мнению, являются возможные задержки сроков доставки, в частности компонентов для региональных предприятий. Генеральный директор таможенного брокера КВТ добавляет, что вместе с контейнерами увеличивается цена и других видов перевозок, к примеру, авиадоставка продукции народного потребления из Поднебесной увеличилась в цене у различных организаций в 1,5-3 раза.