Ставки на международные грузоперевозки выросли троекратно
Сложившаяся ситуация в транспортной отрасли свидетельствует о значительном усложнении логистики для доставки грузов из Европы в Россию. Основные причины: закрытие ряда пограничных пунктов, введение новых требований к разрешительным документам на транзит, что привело к длительным простоям на границе. Это, в свою очередь, спровоцировало почти троекратное повышение тарифов на автомобильные перевозки. В результате прямой экспорт из ЕС в Россию практически прекратился, а грузопотоки переориентировались на альтернативные маршруты через третьи страны.
Что сейчас происходит?
По сути, европейские компании готовы сотрудничать с Россией, но предпочитают делать это через посредников, а не напрямую. Это связано с текущими ограничениями и сложностями во взаимодействии между Европой и Россией.
Что касается грузопотока через МАПП Верхний Ларс, он значительно вырос, но при этом является нестабильным и зависит от погодных условий. Очереди на этом пограничном переходе могут достигать внушительных масштабов: от 300 до 1200 грузовых автомобилей.
Время, необходимое для прохождения границы, также варьируется в широком диапазоне: от одних до трех суток. Эта нестабильность и длительные задержки на границе неизбежно приводят к увеличению расходов на доставку грузов, поскольку автоперевозчикам приходится тратить больше времени и ресурсов на преодоление пограничного перехода. Непредсказуемость ситуации и риск значительных задержек вынуждают компании учитывать эти факторы в своих логистических расчетах, что сказывается на общей стоимости транспортировки товаров.
Что можно сделать?
Для повышения скорости прохождения пограничного перехода МАПП Верхний Ларс необходимо своевременное регулирование численности персонала таможни и служб контроля безопасности. Это позволило бы сократить время ожидания и обработки грузов, уменьшив задержки на границе. Когда пропускная способность пограничного перехода не соответствует реальным потребностям, это неизбежно приводит к образованию длинных очередей и увеличению времени транзита. Адекватное кадровое обеспечение таможенных и контрольных служб могло бы значительно повысить эффективность прохождения границы.
Что касается альтернативных маршрутов, автоперевозчики могут использовать другие пограничные переходы, например, МАПП Яраг-Казмаляр. Однако это также влечет за собой дополнительное увеличение общего времени доставки грузов. Выбор альтернативного маршрута хоть и может помочь в обход проблемного погранперехода Верхний Ларс, но требует больших временных затрат. Таким образом, любой вариант, будь то регулирование кадрового состава на Верхнем Ларсе или использование других пунктов пропуска, сопряжен с необходимостью учитывать дополнительное время, что в конечном итоге отражается на общих издержках доставки.
Какие есть варианты?
Как и ранее, для автоперевозок между Европой и Россией доступно несколько различных маршрутов с использованием разных стран в качестве транзитных. Один из таких вариантов — прохождение через территорию Ирана. Выбор конкретного маршрута автоперевозки зависит от категорий и характеристик перевозимых грузов, а также от складывающихся погодных условий.
Наряду с автомобильными перевозками, также доступны комбинированные схемы транспортировки с применением прямых морских паромных сообщений из Турции в Россию. Это может быть эффективным решением, особенно для определенных типов грузов. Кроме того, на турецком направлении для сквозных перевозок активно используется собственный российский транспорт, что позволяет оптимизировать логистические процессы.
Так, сложившаяся ситуация на пограничных переходах стимулирует поиск альтернативных маршрутов и комбинированных схем доставки грузов между Европой и Россией. Гибкость в выборе путей перевозки, включая использование морского транспорта и возможностей собственного российского автопарка, помогает компаниям адаптироваться к существующим логистическим ограничениям и вызовам.
Дальнейшее развитие
Доставка грузов из Турции в Россию осуществляется не только до таможенных пунктов в портах или в Московском регионе, но также во многие другие региональные таможни по всей стране. Помимо Москвы и столичной области, популярными пунктами назначения для турецких грузов являются таможенные терминалы в таких крупных промышленных центрах, как Екатеринбург, Пермь, Челябинск и Новосибирск.
Расширение географии доставки грузов из Турции в регионы России обусловлено растущим спросом и экономической активностью в различных частях страны. Прямые маршруты через морские порты на черноморском и азовском побережьях, а также комбинированные перевозки с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта позволяют организовывать поставки в широкую сеть региональных таможенных терминалов.
Это свидетельствует о том, что логистические связи между Турцией и разными регионами России становятся все более диверсифицированными и развитыми. Доступность региональных таможенных пунктов для приема турецких грузов повышает гибкость и эффективность товарообмена между странами. Несмотря на имеющиеся возможности доставки грузов из Турции в различные регионы России, этот вариант не является универсальным решением, особенно для определенных категорий товаров.
Одним из примеров, где данная схема логистики может оказаться менее эффективной, является доставка скоропортящейся сельскохозяйственной продукции и продуктов питания из Европы в Россию. Поставки таких грузов сталкиваются с серьезными трудностями в нынешних условиях.
Основная проблема заключается в существенном увеличении сроков транспортировки при использовании маршрутов через Турцию и другие страны-посредники. Длительные перевозки автомобильным и комбинированным транспортом негативно сказываются на сохранности и качестве скоропортящихся продовольственных товаров. Риски порчи, потери товарного вида и пищевой ценности возрастают в таких случаях.