Статистика грузовых перевозок – результаты 2020 года
Сделанные весной прогнозы об обвале рынка грузовых перевозок не воплотились в жизнь – в летние и осенние месяцы сферу удалось заметно восстановить. Однако без противоречий в результатах года не обошлось: официальная статистика свидетельствует о незначительном снижении показателей, иные источники – о некотором повышении.
Рост или снижение?
Удивительно, ведь, как правило, все происходит по-другому – Росстат уверяет, что все хорошо, а независимые эксперты сильно сомневаются в этом. Сейчас же у службы не столь оптимистичные выводы. По результатам года рынок грузовых перевозок потерял 4,9%. Рост наблюдался лишь в сегменте морских перевозок (плюс 16,2%), а вот ж/д сегмент просел на 2,2%, авто – на 1,4%, авиа – на 3,8%.
Причины вроде понятны – ковидная эпидемия и связанные с ней ограничительные меры. Но есть и иные оценки. Так, группа FESCO заявляет, что контейнерные перевозки по РФ выросли на целых 11%. А по оценкам биржи грузовых автоперевозок ATI.SU, увеличение показателей достигло 10%.
И кто же прав? По сути, никто. Так, статистика биржи базируется лишь на размещенных на ней заказах, поэтому это скорее не рыночная, а биржевая статистика, рост которой объясняется ограничительными мерами из-за пандемии и стремлением всех сторон к массовой автоматизации процессов. Но аргументировать этим 10%-ный рост сложно – на обваливающемся рынке непросто расти всем.
Однако и сведения Росстата не отличаются точностью, ведь они базируются на выборочной и чаще всего добровольно предоставляемой информации.
Служба собирает данные от больших компаний довольно надежно, а вот информация по мелким и тем более частным грузоперевозчикам чаще всего не учитывается. Кроме того, в условиях локдауна и связанного с этим кризиса отдельные организации и ИП уходили в тень – не случайно в РФ в это время стремительно вырос оборот наличных. Таким образом по данным Росстата выходило падение, которого на самом деле на рынке не было.
2 волны, 1 провал
Однако оценки показателей рынка грузовых перевозок в этом году не имеют больших отличий. И федеральные статистики, и независимые организации отметили вполне объяснимое и крайне резкое падение во время локдауна (последние 2 весенних месяца). Уже в начале лета рынок стабилизировался, а потом начал восстанавливаться.
По сведениям ATI.SU еще в начале весны рынок грузовых перевозок резко пошел в рост (плюс 23%, если сравнивать с этим же периодом 2019 г.). Причиной роста стал ритейл, так как в это время магазины отметили неадекватный «предпандемийный» спрос и старались сделать как можно больше запасов. В следующие 2 месяца сыграл свою роль и локдаун, вызвавший стремительное падение рынка (около 20%). Но показатели начала лета уже не отличались от прошлогодних, а потом рынок стал восстанавливаться – с июля наблюдался стабильный 15-20%-ный рост.
Важно подчеркнуть, что вторая осенняя волна ковида, ставшая заметно более разрушительной, чем первая, почти не повлияла на ситуацию на рынке.
Это закономерно, ведь почти во всех субъектах РФ власти не вводили локдаун, не став жертвовать экономикой ради безопасности. А незначительные ограничительные меры, которые все же вводились, были не обязательными – контроля за их выполнением практически не было.
Так как сегмент грузовых перевозок по праву считают кровеносной системой всей экономической отрасли, ситуация на этом рынке говорит о происходящем в РФ в целом. Восстановление рынка свидетельствует об отсутствии в стране серьезного экономического кризиса. По факту у нас есть лишь двухмесячное резкое, но уже забытое падение и более долгосрочные проблемы в некоторых сферах.
Выезд из городов
Наряду с этим рынок грузовых перевозок подтверждает и отдельные долгосрочные тенденции, связанные с ковидом. Так, по данным ATI.SU отмечается заметный рост перевозок из Подмосковья. К примеру, число заявок на перевозки внутри области увеличилось на 16%, в Ленинградскую обл. – на 12%, в Краснодарский край – на 14%, в Нижегородскую обл. – на 17%, в Татарстан – на 24%.
Итак, центральный регион превращается в крупный логистический хаб, а в общем децентрализации в экономике страны не наблюдается. Явным фактором этого роста стало и стремительное развитие интернет-торговли – ряд крупных магазинов по традиции размещает логистические центры именно в Московской обл.
В регионах тоже наблюдался рост перевозок: внутри Татарстана – на 19%, на Кубани – на 16%, на юге Урала – на 14%.
Ситуация с перевозками внутри мегаполисов и между ними не была такой оптимистичной: число заявок на перевозки по столице уменьшилось на 6%, по Северной столице – на 12%, из СПб в МСК – на 13%.
Цифры во многом объясняются массовым отъездом россиян из городов в связи с пандемией, переходом на дистанционный режим труда и, возможно, введением в мегаполисах более жестких ограничений.
Вероятно, когда ковид начнет сдавать позиции, люди начнут возвращаться в мегаполисы. Однако важно понимать: пандемия не столько задала новые тренда, сколько ускорила то, что уже начало свое развитие до нее...