Стали известны главные проблемы грузоперевозчиков в России
В 2023 общий объем грузовых автомобильных перевозок в России увеличился на 12%, что свидетельствует об укреплении данного сектора экономики. Однако отрасль по-прежнему испытывает значительные трудности, связанные с дефицитом квалифицированных кадров и ростом издержек производства. Несмотря на прирост показателей, логистические компании сталкиваются с нерешенной проблемой кадрового обеспечения и повышением затрат на транспортировку грузов, что влияет на эффективность всего рынка автоперевозок в стране.
Основной вклад в рост внесли развитие электронной коммерции и увеличение промышленного производства, что повлекло за собой рост спроса на доставку товаров народного потребления и оборудования до потребителей, а также на перевозки в торговые сети, проявившееся в повышении на 26% объемов отправок в розничные точки по сравнению с предшествующим годом. Существенно, в 45% по спросу и 63% по грузообороту, вырос рынок экспресс-доставки. Международные перевозки демонстрировали более сдержанную динамику, возглавляемую Белоруссией и Китаем, экспортно-импортные потоки в которых соответственно увеличились на 48% и в 3 раза.
В других странах, с которыми у России осуществляется товарообмен, наблюдается спад спроса на международные автомобильные перевозки. На это негативно влияет не только низкая пропускная способность пограничных пунктов, но и дефицит квалифицированных кадров в логистических компаниях, вызвавший рост издержек и цен. Так, нехватка водителей-дальнобойщиков старшей возрастной группы обусловила повышение стоимости услуг. Сейчас рынок труда в этой сфере характеризуется доминированием соискателей, способных предъявлять более высокие требования. Несмотря на активный спрос на персонал, приток новых сотрудников недостаточно интенсивен. В условиях значительного преобладания вакансий над резюме оплата труда может еще больше возрасти.
В настоящее время логистические компании сталкиваются с увеличением издержек производства не только по причине дефицита водителей грузового транспорта и роста их запросов к условиям и размеру оплаты труда. Дополнительной существенной составляющей повышения расходов перевозчиков является подорожание топлива, необходимого для функционирования автотранспортного парка, а также рост цен на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, что в совокупности оказывает существенное негативное влияние на эффективность данного сектора экономики.
Для преодоления острого дефицита кадров в транспортной отрасли целесообразно активизировать деятельность по воссозданию ранее успешно функционировавшей в различных регионах страны государственной системы профильного образования путем открытия новых учебных заведений, которые будут обучать водителей высоких квалификационных категорий D и СЕ. Также необходимо развернуть масштабную информационную кампанию по популяризации профессии перевозчика с целью привлечения новых сотрудников и повышения ее престижности на рынке труда, что позволит обеспечить устойчивое решение проблемы дефицита специалистов в этой важной для экономики отрасли.
Частным логистическим компаниям целесообразно активизировать работу по организации краткосрочных внутрифирменных курсов профильной подготовки персонала. Это позволит вписать процесс обучения перевозочных специалистов непосредственно в кадровую политику организаций, обеспечив их постоянную заинтересованность в приобретении и развитии необходимых навыков. Внедрение такой модели подготовки кадров в дополнение к деятельности государственных учебных заведений может способствовать оперативному восполнению дефицита квалифицированных работников во вредной и ответственной сфере автоперевозок.
Внедрение процессов автоматизации и цифровизации позволит логистическим компаниям обуздать тенденцию к росту тарифов на автомобильные грузоперевозки. Применение цифровых технологий поможет оптимизировать ряд операционных расходов, в том числе за счет автоматизированного планирования маршрутов, что повысит эффективность использования транспортного парка и сократит издержки. Внедрение цифровых решений в планирование, диспетчеризацию и контроль выполнения грузоперевозок может способствовать сдерживанию тенденции к росту тарифов за счет повышения производительности труда и оптимизации затрат в отрасли.
Помимо дефицита водителей грузового транспорта, отрасль испытывает острую нехватку других категорий работников - складских служащих, грузчиков, курьеров и экспедиторов. Для преодоления кадрового голода на всех направлениях логистической деятельности целесообразно масштабное внедрение цифровых технологий, позволяющих автоматизировать значительную часть рутинных операционных процессов в работе складских комплексов, погрузочно-разгрузочных узлов и диспетчерских служб. Это даст важные преимущества для повышения производительности труда и востребованности персонала различных специальностей в условиях острого дефицита квалифицированных кадров.
Сейчас наблюдается тенденция к активному внедрению роботизированных систем в операционную деятельность логистических компаний. В частности, на складских комплексах увеличивается количество промышленных роботов, оснащенных системами искусственного интеллекта, которые автоматизируют рутинные процессы комплектации, контроля качества, погрузки, разгрузки и перемещения грузов. Это позволяет частично компенсировать дефицит грузчиков и складских работников, повысить оперативность и эффективность функционирования складских процессов, а также позитивно влияет на снижение рисков травматизма персонала.