Совфед одобрил закон, призванный усилить госконтроль над процессом перевозки грузов

Этот закон, вызывающий бурные дискуссии среди участников рынка транспортно-логистических услуг, вводит существенные изменения, затрагивающие в первую очередь экспедиторские компании. Ключевым нововведением является создание единого государственного реестра экспедиторов, что само по себе является беспрецедентным шагом в регулировании данной отрасли. Закон обязывает всех экспедиторов пройти регистрацию на единой национальной цифровой транспортно-логистической платформе, получившей название «ГосЛог», в течение 60 дней после 1 марта 2026 года. Это означает, что у компаний есть чуть более двух месяцев на адаптацию к новым требованиям, что многими воспринимается как недостаточно.
Еще более существенное изменение коснется документооборота. С 1 сентября 2026 года все экспедиторские документы должны быть оформлены исключительно в электронном виде. Использование бумажных носителей будет строго ограничено и разрешено лишь в исключительных случаях, которые будут четко определены Министерством транспорта. Это означает полный переход на электронный документооборот, что потребует от компаний значительных инвестиций в новые технологии, программное обеспечение и обучение персонала. Некоторые участники рынка опасаются, что не все компании смогут справиться с этим переходом в столь сжатые сроки, что может привести к временным сбоям и даже к приостановке деятельности отдельных предприятий. Внедрение электронного документооборота, по мнению авторов закона, должно повысить прозрачность грузоперевозок и минимизировать риски мошенничества. Это позволит отслеживать перемещение грузов в режиме реального времени, контролировать соблюдение договорных обязательств и значительно упростить налоговый учет.
Переход на электронный документооборот может способствовать борьбе с «серыми» перевозчиками и так называемыми «табуретками» (нелегальными перевозчиками), повышая прозрачность отрасли. В частности, фиксация веса груза грузоотправителем в электронных документах позволит более эффективно применять законодательство и привлекать к ответственности виновных, перекладывая ответственность за нарушения с перевозчиков на грузоотправителей, что должно снизить количество нарушений. Более четкое регулирование также может улучшить работу в рамках АПВГК.
В то же время, методы, предложенные в рамках системы «ГосЛог», не учитывают интересы множества участников этого процесса. В результате бизнес проявляет настороженность к данной инициативе, и многие предложения со стороны предпринимателей в сфере логистики остаются без внимания. Несмотря на то, что представители частного сектора предлагали различные механизмы и решения, насколько мне известно, их мнения не были должным образом учтены. Кроме того, следует отметить, что сейчас не самое подходящее время для внедрения новых инициатив в транспортной отрасли. В настоящий момент логистика в Российской Федерации испытывает серьезные трудности. Мы наблюдаем падение грузопотоков, обострение конкуренции и высокую волатильность на рынке, что связано с последствиями экономического спада.
Логистическое бизнес-сообщество выражает серьезные опасения по поводу скорости принятия и внедрения закона. Многие представители отрасли считают, что закон был принят слишком поспешно, без должной проработки и учета всех возможных последствий. Они указывают на недостаточную подготовленность инфраструктуры, проблемы с обеспечением доступа к высокоскоростному интернету в отдаленных регионах, а также на потенциальные сложности с адаптацией устаревшего программного обеспечения. Критика закона сосредоточена также на отсутствии достаточной коммуникации между разработчиками закона и представителями бизнеса. Многие компании заявляют, что не были вовремя проинформированы о предстоящих изменениях и не имели возможности участвовать в обсуждении законопроекта на ранних стадиях. Это привело к ощущению несправедливости и недоверия к государственным органам.
Негативное отношение к закону обусловлено, прежде всего, игнорированием предложений от бизнес-сообщества, которые предлагали множество альтернатив, например, рекомендательный, а не обязательный характер перехода на электронный документооборот. Аргументация основана на объективных трудностях внедрения: многие водители, особенно в отдаленных районах страны с ограниченным доступом к интернету, просто не смогут эффективно пользоваться электронными документами в предлагаемом формате. Физическая неспособность части водителей адаптироваться к новым технологиям — это серьезная проблема, которая не должна быть упущена из виду законодателями.
В итоге внедрение закона, призванного улучшить ситуацию в отрасли, может привести к противоположному результату, вызвав хаос и значительные финансовые потери для многих компаний, особенно для малых и средних предприятий, которые не располагают необходимыми ресурсами для быстрого перехода на электронный документооборот. Необходимость значительных капиталовложений и потенциальные проблемы с адаптацией к новым технологиям создают серьезные риски для стабильности и развития всей отрасли грузоперевозок. Ситуация требует дальнейшего обсуждения и поиска компромиссных решений, которые учитывали бы интересы всех участников рынка.