Снизилась стоимость морской логистики
В последнее время наблюдается тенденция к снижению стоимости морских перевозок. Эксперты связывают это с некоторыми изменениями на транспортном рынке. Так, в период пандемии спрос на международные грузоперевозки ослаб, что привело к увеличению предложения услуг судоходных компаний. Сейчас на рынке представлены операторы не только из России, но и Ближнего Востока, желающие задействовать свои мощности. В условиях конкуренции морские перевозчики вынуждены снижать тарифы, чтобы привлечь заказчиков. Кроме того, порты активно борются за грузы и суда, предлагая всё более выгодные условия прохождения.
В последние месяцы наблюдается значительное снижение тарифов на морские контейнерные перевозки. Так, с начала лета ставки фрахта на мировом рынке упали более чем на 60%. Тенденция к дальнейшему снижению сохраняется, прежде всего на азиатских направлениях. В частности, тарифы на перевозки из китайских портов в страны Северной Европы в настоящее время находятся на минимальном уровне. Эксперты связывают это с ослаблением спроса на международные грузоперевозки в условиях экономической нестабильности. Избыточное предложение контейнеровозных мощностей также оказывает давление на стоимость перевозок морским путем.
В экспертной среде отмечается, что в ноябре 2022 года динамика тарифов на морские контейнерные перевозки из Азии в Россию будет зависеть от направлений импорта и характеристик конкретных маршрутов. Так, по данным аналитических исследований одной из логистических компаний, стоимость доставки 20-футового контейнера из Китая в порты Санкт-Петербурга в настоящее время снизилась на $185 по сравнению с ранее установленными тарифами и составляет менее $500. Для 40-футового контейнера падение цены составило также примерно $185 — до уровня ниже $900. Кроме того, отмечается снижение стоимости перевозок из стран Дальнего Востока в Санкт-Петербург на $40 для 40-футового контейнера. Эксперты связывают это с ослаблением спроса и усилением конкуренции на рынке морских грузоперевозок.
Аналитики отмечают, что динамика изменения стоимости морских контейнерных перевозок имеет циклический характер. Так, в настоящий момент наблюдается тенденция к снижению тарифов фрахта. Однако ранее уже были периоды их повышения. Что касается перевозок грузов, задействованных в российском транспортном коридоре, либо из России, либо в Россию, то здесь также фиксируется определенная динамика к снижению стоимости. Специалисты объясняют это усилением конкуренции на данном направлении за счет появления новых игроков. Однако в то же время отмечается, что цикличность рынка означает, что в будущем возможно как снижение, так и повышение тарифов на морские перевозки в зависимости от конъюнктуры и соотношения спроса и предложения перевозочных мощностей.
Стоит учесть, что текущая тенденция к снижению тарифов на морские контейнерные перевозки может быстро смениться обратной динамикой — ростом стоимости фрахта. Это будет зависеть от развития геополитической ситуации и дальнейшей политики санкций. Существует вероятность введения новых ограничений, расширения действия первичных санкций. Это может негативно сказаться на рынке морских перевозок и привести к сокращению предложения контейнеровозных мощностей. В свою очередь, это может спровоцировать рост тарифов в целях компенсации потерь от санкций. Также не исключен вариант ужесточения ограничений на торговые операции с рядом стран, что также негативно отразится на спросе и рынке перевозок. Таким образом, прогнозирование дальнейшей динамики остается затруднительным.
Эксперты предполагают, что страны, введшие санкции против России, внимательно отслеживают динамику на рынке морских перевозок. США и Великобритания могут рассмотреть вопрос о дополнительных ограничениях, чтобы снизить экономическое влияние России. Существует вероятность ужесточения санкционного режима в определенный период. Это неизбежно скажется на рынке контейнерных перевозок. В частности, ограничения могут коснуться торговли с рядом стран, а также логистических операций. Это неизбежно приведет к сокращению предложения перевозочных мощностей и росту спроса. В результате ставки фрахта, имеющие тенденцию к снижению в настоящее время, могут резко повыситься. Так что политические решения западных стран являются одним из основных факторов неопределенности прогнозов на рынке морских грузоперевозок.
Аналитики указывают: на данный момент нельзя утверждать однозначно о стабилизации ситуации на рынке морских контейнерных перевозок к началу 2023 года. Хотя такой сценарий развития событий не исключается, существует множество переменных. В частности, обсуждается возможность введения нового пакета антироссийских санкций, однако пока неясны сроки и масштабы таких ограничений. Лишь после их вступления в силу экспертное сообщество сможет дать более обоснованную оценку перспектив рынка на среднесрочную перспективу. Введение дополнительных санкций может привести как к дальнейшему снижению объемов перевозок и росту тарифов, так и, наоборот, стимулировать поиск альтернативных логистических решений. В целом, прогнозирование остается затруднительным ввиду неопределенности политической конъюнктуры.
Эксперты отмечают, что китайские логистические компании, работающие по принципам европейского рынка и не подверженные санкциям, готовы занять ниши, освободившиеся после ухода западных перевозчиков с российского рынка. Однако на ценообразование влияют и другие факторы. Так, страховые компании вводят ограничения на страхование рисков при перевозках в Россию, что увеличивает издержки. Кроме того, судовладельцы учитывают повышенные коэффициенты риска при работе с российскими грузоотправителями. Это также сказывается на тарифах. Вместе с тем потолок цен на нефть ограничивает доходы российских экспортеров и снижает их платежеспособный спрос. Таким образом, несмотря на готовность китайских перевозчиков заполнить рыночную нишу, формирование цен происходит под влиянием множества факторов.