В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране
В рейтинге ati.su 3 место в России и 1 в СПб Рейтинг по стране Рейтинг по городу

Сколько будет продолжаться рост ставок на рынке дальнемагистральных автомобильных грузоперевозок?

В 2021 году FTL-перевозки подорожали больше, чем 20%. Анализ причины роста ставок поможет понять сложившуюся картину и разобраться с тем, какие тенденции намечаются на будущее. Оценку происходящему дал Фёдор Смирнов, директор по маркетингу цифровой платформы OBOZ.

Сколько будет продолжаться рост ставок на рынке дальнемагистральных автомобильных грузоперевозок?
© Dreamstime

После начала пандемии буквально каждый день возникают сообщения о новых сбоях в цепочке транспортной логистике. Самая большая нагрузка пришлась на автомобильные грузоперевозки. Именно они отвечают за доставку продуктов питания и за то, чтобы привозить товары повседневного спроса.

На самом ли деле существуют значительные предпосылки для увеличения цен на рынке грузовых перевозок в России? В этом надо разобраться. Для оценки тренда можно использовать информацию, взятую с «Биржи грузоперевозок ATI.SU» и OBOZ.

Оптимально, когда рыночная цена рассчитывается по любому транспортному вектору. Именно этот расчёт и делает платформа OBOZ. Модуль «Онлайн-цены» автоматически собирает следующие данные:

  • сведения обо всех рейсах, которые выполнены в системе;
  • данные из открытых источников;
  • о географии доставок;
  • сведения о сезонности;
  • данные о локальных всплесках цен;
  • информацию о дефиците или профиците транспорта по конкретным направлениям.

Это позволяет сформулировать и каждый день обновлять справедливую цену на перевозки по примерно миллиону грузовых маршрутов.

На основании сведений, полученных от указанных платформой, средняя цена дальнемагистральной автомобильной грузоперевозки с начала 2021 года выросла на 23%. Причём по ключевым направлениям (некоторым) цены выросли на 50% или 100%.

Данный рост происходит в связи с восстановлением рынка после пандемии, дефицита транспорта и водителей, а также увеличения внутреннего спроса на товары. Внизу даны примеры роста цен по ключевым направлениям.

  1. Москва — Санкт-Петербург (20 тонн, тент). Рост с 1 января по конец ноября составил 23%. На пиковые периоды показатель возрастал до 45%.
  2. Москва — Краснодар. Рост за тот же временной период. Увеличение в среднем на 35%.
  3. Москва — Самара (20 тонн, тент). Аналогичный временной период. Рост — почти на 30%.

Аналогичная динамика наблюдается по остальным востребованным направлениям. Эти же тенденции показывает и индекс ATI.SU. Он позволяет увидеть динамику цен на FTL-перевозки по 100 самым востребованным направлениям по РФ и по рынку. Эти показатели отслеживаются по грузовым машинам 20 тонн, 82 кубических метра, полностью загруженные. Причём анализ идёт по грузовикам с разными типами кузовов: закрытые, открытые и с рефрижераторами. Расчёт происходит на основании размещённых через Биржу заявок и на основании реально осуществлённых сделок. У последних — большой удельный вес, что прибавляет достоверности соответствующим данным. Расчёт производится с помощью сложных математических моделей. Это позволяет минимизировать влияние некачественных математических данных.

Индекс показывает, что в среднем ставки на магистральные грузоперевозки по состоянию на 1 декабря 2021 года возросли за последний год на 22,8%. Перевозки из Москвы в северную столицу увеличились, по этим данным, за тот же период на 32,8%. Причём на некоторых направлениях возрастание цен превысило показатели 40%. К примеру, доставка из Перми в Москву подорожала за год на 47,5%.

Но больше всего цены возросли по направлению из Дальнего Востока. Это связано с увеличенным объёмом импорта из Китая. И это повлекло за собой серьёзный кризис в логистике. В частности, согласно данным ATI.SU, наблюдается следующая картина:

  • перевозки из Амурской области за год стали дороже на 154%;
  • перевозки из Хабаровского края — на 71%;
  • из Приморского края — на 97%;
  • из Забайкальского края — на 114%.

Святослав Вильде, учредитель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU», выдал свои комментарии по поводу роста ставок. Он указывает на то, что к этому привело очень бурное развитие онлайн-торговли, которая теперь органично встроилась в экономику. Это был напрашивающийся процесс, однако пандемия его подхлестнула. В то же время многие водители переходят на городскую доставку, так как спрос по ней возрос. В итоге возникает больше спроса по дальнемагистральным грузоперевозкам, а предложения становится меньше. Соответственно, рынок регулирует ситуацию ростом цен.

Что можно сказать о причинах?

В течение целого ряда транспортная логистика воспринималась как довольно устойчивый процесс без резкого роста ставок. Возрастание цен всё равно было, однако оно оставалось постепенным, в рамках инфляции. Однако пандемия изменила ситуацию. Она стала триггером, который спровоцировал пересмотр ставок.

Для начала нужно разобраться с особенностями структуры российского рынка автомобильных грузоперевозок. Общий объём коммерческих автомобильных грузоперевозок в денежном выражении на конец 2020 года в РФ составил в общей сложности около 1 триллиона рублей. Однако в то же время 80% перевозчиков — это небольшие компании, у которых в автопарке примерно от 2 до 5 машин. Таким образом, рынок является довольно фрагментированным. Факторы роста цен оказывают влияние на всех перевозчиков. Однако больше всего они влияют на небольшие компании, так как те наиболее чувствительны к внешним воздействиям. Итак, речь идёт о следующих факторах.

1. Дефицит водителей 

Дефицит водителей-дальнобойщиков — это общемировая проблема. И больше всего таких специалистов не хватает в Евразии, где не заполнено больше 20% вакансий. В России эта ситуация ненамного легче. И она усугубилась по мере развития электронной торговли в последние годы. Водители большегрузного транспорта получили возможность перейти в сферу городской доставки, что гораздо безопаснее, позволяет чаще бывать дома, намного комфортнее.

Кроме того, пандемия означает закрытие границ. Следовательно, водителей-мигрантов стало намного меньше. В частности, в Татарстане в 2019 году на одном из крупнейших ресурсов по поиску работы требовалось 5900 водителей-дальнобойщиков. В 2021 году их уже нужно 10900. Причём зарплата возросла в 2 раза.

2. Дефицит транспорта

Автопарк у транспортных компаний устаревает. Причём износ по мере увеличения нагрузки увеличивается. При этом доступность новых грузовиков уменьшается. Их стоимость за 2021 год только на внутреннем российском рынке увеличилась на 15-18%. Но только ростом цен всё не ограничилось.

Из-за сбоев в глобальных цепочках поставок нарушились производственные циклы у автоконцернов. В итоге сроки ожидания новых машин существенно выросло. Если раньше магистральный тягач надо было ждать около полугода, то в 2021 году общий срок ожидания вырос до 1-1,5 лет. Эксперты предполагают, что эта тенденция сохранится и в 2022.

3. Рост цен на расходные материалы — топливо и запчасти

В 2021 году рост цен на дизельное топливо не стал рекордным. Вместо этого он скорее находился в пределах инфляции — в рамках 5,5%. Однако своё влияние всё же данный фактор оказал. А вот запчасти подорожали в пределах от 10% и до 20%, в зависимости от того, о чём конкретно речь. Такой рост связан с ослаблением рубля и недостаточным количеством запасных частей на складах.

Дополнительное влияние на увеличение ставок оказали и другие факторы. В частности, суровые погодные условия в начале 2021 усугубили нехватку перевозчиков. Из-за закрытия МКАДа многие транспортные компании были вынуждены пересматривать уже устоявшиеся маршруты, оформлять пропуска, чтобы попасть в столицу. Всё это только дополнительно усложнило ситуацию.

Одновременно с этими факторами изменилась ситуация на внутреннем рынке. Увеличился и продолжает расти спрос на товары с доставкой. А это тоже повышает ставки на перевозки.

Как долго этот пик продлится?

Чтобы понять, как долго всё это продлится, нужно обратиться к 3 системным факторам роста ставок, обозначенных раньше. Это:

  1. Дефицит водителей — долгосрочная тенденция. Она сохранится в ближайшие 2-3 года. Оснований для улучшения нет.
  2. Нехватка транспорта. Автопроизводители постепенно адаптируются к новым условиям, восстановят цепочки поставок, создадут другие, оптимизируют процессы. Но на всё это нужно время. Так что на ближайшие 2-3 года рынок будет страдать от нехватки большегрузного транспорта.
  3. Инфляция и её производные — это классическая группа факторов. То есть речь идёт о росте стоимости топлива и запасных частей. Всё это также будет работать на долгосрочный тренд на рост ставок. Инфляция в России в данный момент набирает обороты. Только по официальным данным за 2021 год она набрала больше 8%. Однако стоит учесть, что это — предварительная информация, поскольку ещё нет данных за декабрь. Прогнозы говорят о том, что инфляция в следующем году должна снизиться до 4-5% в год. И в дальнейшем она будет находиться примерно на этом уровне.

Максим Колчин, генеральный директор ГК ОБОЗ, прокомментировал сложившуюся ситуацию. Он отметил, что ключевые факторы, которые непосредственно влияют на ценовую динамику на рынке, носят долгосрочный характер. Однако основной потенциал роста цен на рынке дальнемагистральных перевозок автомобильным транспортом реализовался, на его взгляд, именно в 2021 году. На взгляд Колчина, рост ставок в ближайшие годы продолжится. Однако это будет постепенное возрастание, уже на несколько процентов, а не рывками.

Необходимо отметить, что в 2022 году фактор неожиданности будет уже меньше, чем в 2021. Рынок всё больше восстанавливается, увеличивается уверенность в завтрашнем дне. Многие производители уже смогли вернуть себе важные цепочки. Плюс нельзя не учесть естественного регулирования рынка. Чем больше растут цены, тем меньше спрос. Есть предположение, что определённого баланса спрос и предложение на рынке дальнемагистральных грузовых перевозок достигли уже к концу 2021 года. Однако правдивость этих прогнозов подтвердит или опровергнет только практика.

Что нужно предпринять владельцам грузов?

Рост ставок сильно бьёт по грузовладельцам. Не отправлять товары, расходные материалы и прочее они не могут. Однако что нужно делать со всей сложившейся ситуацией, пока что однозначно сказать нельзя.

Эксперты рекомендуют не паниковать, а пересматривать закупочную политику в направлении наращивания гибкости. В частности, нужно проводить тендерные закупки транспортных услуг с более коротким циклом: по 2-3 раза за год. Это поможет правильно реагировать на конъюнктуру рынка и принимать во внимание колебания цен.

Также может помочь практика спотовых закупок транспорта. На колебания цен сильно влияют несистемные факторы. Это локдауны, погода, длинные праздники — всё перечисленное провоцирует ажиотаж на доставку, что влечёт за собой временный дефицит ресурсов. И спотовые закупки рейсов помогут поймать гибкие цены. Сделать такие закупки можно через специальные площадки и информационные онлайн-сервисы.

По-прежнему нужно выстраивать долгосрочное сотрудничество с крупными перевозчиками. Но на первый план у грузовладельцев выходит умение договариваться с небольшими транспортными компаниями, которые в России составляют 80% рынка. Эти участники рынка тоже страдают от срыва поставок, нехватки заказов. И привлечение их к перевозкам поможет удержать цены под контролем.

Напрямую работать с такими сервисами бывает довольно сложно. Поэтому имеет смысл привлечь:

  • платформы-агрегаторы;
  • классические экспедиторские сервисы или цифровые.

При постоянных отправках груза некоторые компании решаются для экономии обзавестись собственным автопарком. Однако необходимо отметить, что это нельзя назвать оптимальным решением. Плюс это требует серьёзной внутренней перестройки, к которой готовы далеко не все компании. И это уже не говоря о необходимости вложить серьёзные финансы. Поэтому сотрудничество с небольшими транспортными компаниями по-прежнему остаётся одним из наилучших выходов из сложившейся ситуации.