Штрафы грузоперевозчикам скоро повысят
Министерство транспорта России разработало изменения для статей 3.5 и 12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это связано с планами увеличить размер штрафов с 5 до 20 тысяч рублей. О грядущих поправках стало известно благодаря публикации на официальном государственном сайте.
Система «Платон», которая взимает плату с транспортных средств за использование дорог, уже функционирует почти 8 лет. В течение этого времени Дорожный фонд России пополнился на 237 миллиардов рублей. Эти дополнительные средства способствовали ускорению строительства и ремонта 130 мостов, а также 4 тысяч километров дорог. Даже нарушители, которые подвергаются штрафам за неуплату платы, организованным Ространснадзором, косвенно влияют на улучшение дорожной инфраструктуры, так как собранные штрафы направляются на реализацию проектов по ремонту и строительству дорог.
Тем не менее, нарушители выказывают небольшую озабоченность этими штрафами. Многих даже не волнует повышение, поскольку большинство всё равно рассчитывает не платить ничего. Это вызывает недовольство большей части добросовестных грузоперевозчиков, которые поддерживают идею об обеспечении равных условий для всех компаний.
Что с выгодными штрафами?
Конкурентное неравенство в системе оплаты за использование федеральных трасс возникает из-за различий в штрафах за невнесение платы в систему «Платон» по сравнению с оплатой за пройденный километраж. Это обстоятельство обусловлено изменениями, внесенными в 2015 году по инициативе комитета по транспорту Госдумы, которые привели к уменьшению размера штрафов за проезд без оплаты в «Платоне» до 5 тысяч рублей. Ранее индивидуальные предприниматели платили 40 тысяч, а юридические лица — 450.
Это изменение штрафов оправдывалось тем, что начальный тариф «Платона» составлял чуть больше 1,5 рублей за один километр дороги. Однако со временем этот тариф увеличился практически в 2 раза, тогда как размер штрафа сохранился. Такое расхождение сделало неуплату штрафа более выгодной альтернативой, чем оплата тарифов «Платона» за фактический пройденный путь.
Этот подход сразу нашел свое отражение в статистике нарушений. Данные Ространснадзора свидетельствуют, что за последние 3 года количество штрафов за проезд без оплаты увеличилось на более чем 47%. При этом рост числа нарушений нельзя сопоставить с увеличением числа транспортных средств у грузоперевозчиков.
При этом грузоперевозчики стали выплачивать штрафы досрочно. Тем самым они экономили около 50%. За последние несколько лет количество таких лиц выросло в 3 раза.
Что происходит сейчас?
В настоящее время возникла серьезная проблема, связанная с тем, что недобросовестные грузоперевозчики нашли способ ухода от оплаты за использование федеральных трасс и в то же время умудряются уклоняться от уплаты пени. Это стратегия, которая для них оказалась экономически выгодной. Ситуация осложнилась еще больше из-за индексации тарифов, в результате чего стоимость платы приблизилась к точке, когда стимулируется активное избегание оплаты.
В связи с этим, Валерий Алексеев, вице-президент Российского автотранспортного союза, выразил мнение о необходимости внести коррективы в систему штрафов с целью обеспечения равных условий конкуренции между всеми грузоперевозчиками. Это означает, что требуется пересмотреть размеры штрафов таким образом, чтобы они не только наказывали за нарушения, но и обеспечивали справедливость и честную конкуренцию на рынке.
Важно продолжить усилия по выявлению случаев, когда владельцы транспортных средств считают, что их привлекают к административной ответственности несправедливо за неоплату в системе «ПЛАТОН». Несмотря на наличие жалоб, анализ в большинстве случаев указывает на то, что сами водители нарушают правила использования бортовых устройств или игнорируют обязанности по оплате.
Таким образом, необходимо не только пересмотреть штрафы, но и провести более детальное расследование, чтобы разграничить случаи действительных недоразумений и умышленных уклонений от обязанностей по оплате, обеспечивая тем самым справедливость и равные условия для всех участников рынка.
Честные грузоперевозчики стремятся к равным условиям конкуренции, чтобы избежать недостатков, связанных с тем, что те, кто пренебрегает правилами, получают некоторые преимущества за счет действий в «серой» зоне.
На сегодняшний день особенно важно, чтобы государство принимало решения, способствующие поддержке участников рынка. Проблема неуплат в системе «Платон» была активно обсуждаема на встречах представителей бизнес-сообщества и компетентных органов. Все участники рынка, следующие закону, пришли к общему мнению о том, что наиболее эффективным способом решения данной ситуации является ужесточение штрафных санкций для тех, кто уклоняется от уплаты платы.
Интересные факты
Год назад был запущен рейтинг «Надежный перевозчик России» с целью поощрения российских грузоперевозчиков, которые соблюдают законы и способствуют развитию логистической сферы, создавая равные условия для конкуренции. Этот рейтинг формируется на основе данных из Системы взимания платы (СВП) «Платон». Инициативу создания рейтинга поддержал Национальный союз экспертов в области транспорта и логистики при участии Министерства транспорта России.
В текущем году рейтинг уже был проведен во второй раз, и лучшие компании были награждены. Интересным аспектом этого рейтинга стало включение в него критерия, связанного с количеством наложенных штрафов на компанию. Это означает, что чем меньше нарушений и штрафов у перевозчика, тем выше его позиция.
Такой подход стимулирует компании следовать законам и правилам, поддерживая тем самым честную конкуренцию на рынке грузоперевозок. Это также помогает выявить и выдержать внимание на надежных и ответственных участниках отрасли, способствуя ее устойчивому развитию и повышению качества услуг.