В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Сегмент страхования грузов в России начал активно развиваться

По результатам 2022 года в общей сложности собрали 129 миллиардов рублей премиями. Причём сегмент страхования грузов по темпам роста значительно опережает остальные виды имущественного страхования. Больше всего в прошлом году росло страхование грузов. Доход страховых компаний возрос на 22%. Об этом стало известно согласно исследованиям НРА.

Сегмент страхования грузов в России начал активно развиваться
© Олег Харсеев, Коммерсантъ

Что именно вызвало такой прирост?

Нужно отметить, что увеличение цены страхования стало возможным благодаря изменению логистики. Это позволило заметно увеличить маршруты, нарастить тарифы, а также увеличить среднюю стоимость грузов. Новые логистические цепочки образуются на основании уменьшения грузооборота с теми странами, которые относятся к недружественными. При этом увеличивается объём грузоперевозок с восточными государствами. Данный факт заметила Татьяна Никитина, старший директор рейтингов НРА.

Центральный банк России тоже отметил свои данные. Общий объём собранных премий за 2022 год на страховом рынке изменился слабо. Он составил порядка 1,8 триллионов рублей. При этом выплаты по страховым соглашениям увеличились на 12%. Больше всего рост замечен в отношении выплат юридическим лицам, которые несли основную нагрузку в прошлом году. Что же касается физических лиц, то в данном случае рост оказался на уровне 3%.

Рост сборов из-за ухода западных страховых компаний

На страховом рынке началось своеобразное «импортозамещение». Западные страховые компании ушли. Доля на рынке перешла к российским фирмам. Уменьшение конкуренции и увеличение разных рисков для тех, кто остался, закономерно привело к росту страховых премий.

В качестве примера можно отследить то, что происходит с сырьевыми грузами. Раньше они страховали через трейдеров. Для этого использовались западные рынки. Сейчас всё замыкается на российские компании. Перестраховка идёт в государственной РНПК. Причём именно он устанавливает условия буквально для всех страховщиков. Это не может не сказываться на увеличение страхового тарифа и на работу с условиями по принятию рисков.

Новые схемы изменения поставок товаров

В настоящем продукция в Россию поставляется по новым схемам. Это увеличивает количество цепочек, что также означает рост рисков. Но в целом данный сегмент — самый прибыльный для страховщиков. При этом в 2022 году объём выплат уменьшился почти на 2 раза, поскольку не было значительных страховых случаев. Однако делать выводы только за 2022 год откровенно преждевременно.

Однако ожидается, что в 2023 году динамика несколько изменится, выплат будет больше. Вполне вероятно, что рост составит до 11%. Это связано с заметными темпами инфляции, повышением стоимости перестрахования. Также увеличивается санкционное давление. К тому же маршруты доставки товаров становятся ещё дороже и длиннее. Это во многом связано с тем, что изначальные пути обхода санкций через Турцию и Казахстан оказались недоступны для ряда видов продукции.

Также увеличивается количество посредников. При этом выплат от них требуется намного больше. У логистов нередко не остаётся особого выбора в плане того, к кому именно можно обращаться. Предполагается, что выплаты в торговом секторе в отношении отдельных видов товаров способны возрасти на 20%. При этом двукратно возрастут объёмы годовых выплат. Их итоговый объём способен составить 9 миллиардов рублей.

Прогнозы на ближайшие 5 лет

Необходимо отметить, что убыточность сегмента в ближайший период будет только возрастать. Это связано с тем, что многие маршруты стали длиннее. Некоторые схемы доставки только тестируются. И все расходы на тестирование тоже влияют на риски, как и сами схемы по факту. Появились новые точки перегрузки товаров, о которых ещё мало что известно. Чтобы наладить всю логистику, требуется время. В связи с этим убыточность сектора в ближайшие 5 лет будет только возрастать.

Цена страховой премии напрямую связана с рисками. Когда клиент использует сложную логистику, они возрастают. Поэтому и убыточность в секторе увеличивается.

Проблем хватает: постоянно меняются схемы растаможивания, задержки при пересечении границы. Также используются далеко не всегда безопасные дороги. От всего перечисленного вероятность наступления конкретного страхового события возрастает.

Стоит отметить, что общий объём грузоперевозок, который осуществляется всей совокупностью транспорта в РФ, будет возрастать до 2025 года. Предполагается, что тогда отрасль грузоперевозок выйдет на показатели 2019 года. Однако это касается именно объёма грузоперевозок. Стоимость их к тому времени должна значительно возрасти. Это связано как с увеличением посредников, как уже и было сказано, так и с возрастанием длины маршрутов. Следовательно, общий объём страхового рынка также начнёт возрастать, что необходимо принимать во внимание. Вопрос только в том, что будет с убыточностью. Во избежание острого кризиса в сегменте рынка этот вопрос стоит прорабатывать уже сейчас.