Самозанятые больше не смогут оказывать услуги грузоперевозок
Новая волна изменений в сфере грузоперевозок, вызванная инициативами ассоциации «Грузавтотранс» и «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ), обещает перевернуть рынок и вызвать бурные обсуждения. Цель — обелить рынок, вывести из тени самозанятых и сократить масштабы «серой» экономики, но для многих перевозчиков это может обернуться потерей работы и ростом цен на услуги.
Сегодня многие компании, чтобы снизить налоговую нагрузку, оформляют своих сотрудников как самозанятых. По данным "АвтоГрузЭкс", эта тенденция охватила более 70% рынка грузоперевозок, создавая "серые" схемы, где недобросовестные перевозчики уходят от уплаты налогов, а государство теряет миллионы рублей. Что предлагают авторы поправок? ОПИ предлагает законодательно запретить самозанятым осуществлять грузоперевозки на автомобилях с максимальной массой свыше 3,5 тонн. Для автомобилей с грузоподъемностью от 2,5 до 3,5 тонн планируется разработать специальные правила допуска к работе. Цель этих мер — пресечь практику использования самозанятых в схемах налоговой оптимизации.
Ассоциация "Грузавтотранс", являющаяся одним из главных лоббистов реформы, выступила с предложением закреплять право владения крупнотоннажным транспортом только за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Это позволит более эффективно контролировать деятельность перевозчиков и снизить риски нелегальной деятельности. Однако, реализация этого предложения может повлечь за собой негативные последствия для некоторых дальнобойщиков, особенно тех, кто работает самостоятельно. Многие дальнобойщики, сидящие за рулем, не имеют опыта управления транспортным хозяйством, не знают правовые нормы и не могут самостоятельно вести бухгалтерскую отчетность и оформлять необходимые документы. Регистрация в качестве ИП сопряжена с определенными финансовыми затратами, а также обязательствами по уплате налогов и взносов. Изменение правил может привести к усилению конкуренции с стороны крупных транспортных компаний, которые имеют большие ресурсы и возможности. В этом контексте особенно важна роль профессиональных ассоциаций и отраслевых объединений дальнобойщиков. Они могут оказать реальную помощь своим членам в процессе адаптации к новым условиям.
Ассоциации должны предоставлять своим членам обучающие программы по юридическим вопросам и правилам управления транспортным хозяйством, оказывать консультационные услуги по вопросам регистрации в качестве ИП, ведения бухгалтерской отчетности и соответствия нормативно-правовым актам, помогать дальнобойщикам найти работу в крупных транспортных компаниях или объединиться в кооперативы для совместной работы. Законодательное закрепление роли ассоциаций в законопроекте гарантирует их право на представление интересов своих членов на уровне законодательной власти. Это поможет обеспечить более справедливые и равные условия для всех участников рынка грузоперевозок. В этом случае ассоциации смогут играть роль "моста" между дальнобойщиками и государством, помогая решать возникающие проблемы и обеспечивать прозрачность и безопасность грузоперевозок.
Государственная система "ГосЛог", которая включает в себя цифровой реестр перевозчиков, будет играть ключевую роль в обеспечении прозрачности грузоперевозок. Этот реестр позволит отслеживать операционную деятельность транспортных компаний, собирать отзывы клиентов и предотвращать незаконную деятельность.
Принятие поправок к закону о самозанятых фактически ставит перед "дальнобойщиками-одиночками" выбор: регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) и брать на себя все сопутствующие юридические обязательства, или же покинуть рынок. Этот шаг призван обелить рынок грузоперевозок и вывести его из тени. По мнению экспертов, такие меры необходимы, ведь многие перевозчики, работающие без официальной регистрации, часто не соблюдают правила безопасности, не платят налоги и создают нечестную конкуренцию для легальных компаний.
По мнению экспертов, такие радикальные изменения могут иметь серьезные последствия для рынка грузоперевозок. По данным "Грузавтотранс", до 70% водителей, работающих в сфере грузоперевозок, могут оказаться без работы. Из-за сокращения предложения и увеличения затрат на легализацию работы, стоимость услуг может значительно возрасти, что негативно скажется на потребителях. Новые требования могут привести к банкротству небольших транспортных компаний, которые не смогут адаптироваться к новым условиям.
Введение института самозанятости в России, по сути, является временным решением для упорядочивания налоговых отношений, не затрагивая более глубокие аспекты регулирования рынка грузоперевозок. Эта ситуация создает ряд проблем, ограничивая возможности правового регулирования отрасли. Отсутствие административной ответственности для самозанятых, а также неопределенность их статуса в качестве хозяйствующего субъекта, не позволяет возлагать на них обязательства, выходящие за рамки налогового регулирования. Это, в свою очередь, создает условия для недобросовестной конкуренции и негативно сказывается на стабильности отрасли. Несмотря на эти сложности, новая законопроектная инициатива, направленная на легализацию рынка грузоперевозок, обещает существенные изменения.
«Обеление» рынка принесет пользу как государству, так и честным игрокам. Однако переход на новый режим потребует значительных усилий и изменений в бизнес-процессах многих компаний, что, вероятно, отразится на финансовых результатах и стоимости фрахта. Дополнительные расходы, которые понадобятся перевозчикам для адаптации к новому законодательству, вполне могут привести к банкротству части перевозчиков, не готовых к столь масштабным изменениям. С другой стороны, процесс легализации рынка грузоперевозок позволит уйти от использования схем, позволяющих некоторым компаниям уклоняться от налогов. Например, речь идет о так называемых «фирмах-табуретках», являющихся промежуточными звеньями в цепочке перевозки, которые забирают себе львиную долю фрахта, не предоставляя реальных услуг. Ликвидация подобных схем и высвобождение средств, ранее направляемых в теневой сектор, приведет к определенной корректировке цен.
Новая система не принесет однородных изменений в ценообразовании в различных секторах отрасли. В некоторых сегментах стоимость фрахта может повыситься, в других — снизиться. В целом, ожидаемые изменения имеют как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, «обеление» рынка и борьба с теневой экономикой позволят создать более стабильную и прозрачную систему.
С другой стороны, переход на новый режим требует значительных финансовых ресурсов и способности адаптироваться к изменениям, что может привести к убыткам или даже банкротству некоторых компаний. Важно отметить, что успех реформы во многом зависит от того, насколько правительство сможет обеспечить плавный переход к новой системе и предоставить необходимую поддержку транспортным компаниям. Необходимо разработать механизмы компенсации убытков, обучения персонала и обеспечения доступа к финансированию. Внедрение института самозанятых — это лишь первый шаг на пути к реформированию рынка грузоперевозок. В будущем необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства и регулирования отрасли, что позволит сделать рынок более конкурентоспособным, прозрачным и эффективным.
Что делать? Необходимо учесть интересы всех участников рынка и разработать сбалансированные меры, которые обеспечат справедливую конкуренцию, создадут условия для стабильного развития отрасли и не приведут к социальной напряженности.
Внедрение новых технологий, повышение уровня профессиональной подготовки водителей и развитие инновационных систем управления транспортом станут ключом к успеху отрасли в будущем. Но важно, чтобы эти изменения происходили плавно и со справедливым учетом интересов всех участников рынка.