С введением реестров рынок грузовых перевозок автотранспортом может быть закрыт для многих перевозчиков
В правительстве обсуждается проект закона о формировании реестров автоперевозчиков. Если его одобрят, многие предприниматели столкнуться с серьезными трудностями, а частные лица с большегрузами в собственности будут вынуждены и вовсе искать новую сферу деятельности.
Российские власти намерены сделать доступ на рынок грузовых автоперевозок ограниченным. Этому может способствовать создание «реестра автоперевозчиков за плату», куда смогут входить лишь компании и ИП. Перевозчикам, не значащимся в реестре, перевозить грузы будет запрещено.
В пояснении к документу обозначено, что одной из причин его составления является присутствие на рынке множества автоперевозчиков-нелегалов. По официальным данным, больше 50% зарегистрированных в РФ большегрузов (в базе ГИБДД их насчитывается 6,5 миллионов) владеют частные лица без статуса ИП, которые работают незаконно и не платят налоги. Такое положение дел наносит ущерб госбюджету и ухудшает ситуацию на автотрассах.
Предлагаемый властями выход их ситуации – создание «реестра грузоперевозчиков за плату» и «реестра грузоперевозчиков для своих нужд». В оба реестра частным лицам дорога закрыта. Они созданы лишь для компаний и ИП.
Чтобы попасть в реестр автоперевозок за плату, нужно подтвердить свои доходы, профнадежность и профкомпетентность. Перевозчик должен владеть имуществом стоимостью не меньше 500 000 руб. (если в перевозках участвует одна единица транспорта), либо не меньше 200 000 руб. в расчете на каждый участвующий в перевозках большегруз.
Подтверждение профнадежности – отсутствие у главы фирмы либо ИП незакрытой судимости за нарушения закона в финансовой, экологической, трудовой сферах, за нарушения безопасности перевозок и использования автотранспорта.
Подтверждение профкомпетентности – присутствие в коллективе минимум одного аккредитованного и установленным образом обученного сотрудника. Чтобы перевозить грузы для своих нужд, нужно только подтвердить профкомпетентность.
За присутствие в одном из реестров нужно заплатить (стоимость пока неизвестна), как и за получение категории ответственного сотрудника.
К работающим автоперевозчикам, не включенным в реестры, будут применять административные санкции (их тип не уточняется), а заключенный с ними договор будет признан незаконным.
Санкции будут применяться и к не вписанным в реестры грузоперевозчикам для своих нужд.
Попасть в реестры могут обладатели допуска к международным автоперевозкам (если он выдан собственникам большегрузов весом от 2,5 т.).
До 2005 г. для занятий грузовыми автоперевозками было достаточно лицензии. После их отменили и рынок стал доступным для всех желающих (за исключением рынка международных автоперевозок).