С какими ожиданиями грузоперевозчики входят в 2016-й год?
В 2015 году рынок грузовых перевозок в Северо-Западных регионах России на протяжении нескольких месяцев был на грани краха. Однако к окончанию года в этом сегменте наметились положительные тенденции.
Падение спроса
В начале 2015 года ситуация с грузоперевозками в РФ резко ухудшилась: разница между доходами и расходами в этой отрасли оказалась резко отрицательной и составила более 7 млрд. руб. Резкое сокращение спроса на услуги доставки грузов по России эксперты объясняли нестабильной экономической ситуацией в мире и снижением курса рубля. Следствием происходящих событий стало введение эмбарго на продовольственные товары из США, стран ЕС и ряда других государств. Падение курса национальной валюты РФ привело к сокращению импортных поставок промышленных товаров.
Особенно сильно пострадала Северо-Западная часть России, специализирующаяся на международных перевозках грузов. Согласно статистическим данным, поток продукции из портов Финляндии уменьшился на 40%. Спрос на услуги грузоперевозчиков сократился более чем в 2 раза, достигнув минимальных показателей.
К лету ситуация стала выравниваться, и замерший сегмент рынка начал оживать. Этому способствовали активный поиск новых клиентов и подписание с ними договоров о сотрудничестве.
Отмена льгот
В конце весны закончился период действия предоставленного правительством РФ права транспортным организациям отсрочить уплату таможенных сборов на ввоз грузовых автомобилей из-за рубежа. Речь идет о транспортных средствах для международных перевозок, купленных за границей или взятых в лизинг. После отмены льгот примерно половина собственников таких автомобилей выплатила полагающиеся пошлины и продолжила свою деятельность. Остальные владельцы вывезли грузовой транспорт за рубеж и там перепродали, либо отдали обратно лизинговым компаниям.
Уже в начале 2015 года Росстат привел цифровые данные, свидетельствующие о сокращении прибыльных предприятий и росте числа организаций, терпящих убытки в области грузоперевозок. Причинами стали падение спроса на услуги, несвоевременное выполнение условий договора другой стороной, рост процентных ставок по кредитам.
Многие грузоперевозчики затрудняются не только вносить платежи за взятый в лизинг транспорт, но обновлять подвижной состав. Это и станет главной проблемой рынка грузовых перевозок в 2016 году.