С 1 сентября 2025 года вступает в силу в России новый закон о прямых смешанных перевозках
Министерство транспорта России готовится к запуску революционного новшества в сфере логистики — единого транспортного документа (ЕТД) для смешанных перевозок. Это означает коренное изменение привычной системы оформления перевозок грузов и пассажиров, использующих различные виды транспорта — от автомобильного до железнодорожного и морского.

Министерство транспорта РФ, понимая масштаб изменений и необходимость обеспечения бесперебойной работы отрасли, вынесло на публичное обсуждение проект ЕТД и детальный регламент его заполнения. Этот документ призван упростить и ускорить логистические процессы, исключив необходимость заполнения множества отдельных документов для каждого этапа смешанной перевозки. Суть нововведения заключается в создании универсального бланка, сопровождающего груз или пассажира на протяжении всего маршрута, независимо от смены транспортных средств. Более не потребуется оформление отдельных накладных, билетов и других сопроводительных бумаг для каждого вида транспорта. ЕТД станет единым документом, содержащим исчерпывающую информацию о перевозке, что существенно сократит время обработки грузов и минимизирует риск ошибок и задержек. Проект Минтранса, опубликованный на официальном портале ведомства, подробно описывает обязательные реквизиты ЕТД. В нем должны быть отражены полные данные о перевозчике, включая его юридические сведения и контактную информацию. Обязательными для заполнения являются поля, касающиеся характеристики груза или багажа (вес, габариты, тип упаковки, хрупкость, наличие опасных веществ и т.д.), а также подробный маршрут следования с указанием всех промежуточных пунктов и видов транспорта, задействованных на каждом этапе.
Для бумажного варианта установлены строгие требования, призванные исключить любые возможности для манипуляций и фальсификаций. Запрещается использование каких-либо исправлений, а также двусторонняя печать документа. На бланке должны быть четко указаны номер, серия, дата и точное время составления ЕТД. Эти меры направлены на повышение достоверности информации и минимизацию рисков, связанных с неточностями или подделкой документов. Электронный вариант ЕТД, в свою очередь, будет формироваться перевозчиками с использованием собственных информационных систем. Ключевое требование к электронному документу — присвоение ему уникального идентификатора, который исключит возможность дублирования и обеспечит полную трассировку груза на всех этапах его перемещения.
Кроме того, ЕТД должен содержать информацию об условиях перевозки на каждом участке маршрута, включая сроки доставки, стоимость услуг каждого перевозчика, с указанием всех сборов и дополнительных платежей. Необходимо будет указывать данные грузоотправителя и грузополучателя, включая их адреса и контактные данные. Также предусмотрены поля для информации о ручной клади (применимо к пассажирским перевозкам) и любых специальных условиях перевозки, таких как необходимость соблюдения температурного режима, особые требования к погрузке и разгрузке и тому подобное.
Все эти данные позволят отслеживать перемещение груза или пассажира в режиме реального времени, обеспечивая максимальную прозрачность и контроль на всех этапах пути. Унификация документооборота с помощью ЕТД должна значительно улучшить эффективность логистических цепочек, снизить административную нагрузку на перевозчиков и упростить взаимодействие между всеми участниками процесса.
Технические требования к формированию и структуре электронного ЕТД будут утверждены ФНС, что гарантирует соответствие документа актуальным стандартам и нормам. ФНС определит форматы обмена данными, а также криптографические методы защиты информации для предотвращения несанкционированного доступа и подмены данных. Это потребует от транспортных компаний внедрения или модернизации своих информационных систем, что может повлечь за собой определенные инвестиционные затраты. Однако, ожидаемая экономия от упрощения документооборота значительно перекроет эти инвестиции.
Это важный шаг к модернизации транспортной системы России и повышению ее конкурентоспособности на международном уровне. Введение единого документа также предполагает развитие электронного документооборота, что позволит еще больше оптимизировать процессы и сократить бумажный документооборот. Проект ЕТД открыт для общественного обсуждения, что подчеркивает стремление Министерства транспорта учесть все нюансы и предложения от представителей отрасли перед окончательным утверждением документа.
Уменьшится количество бумажной работы, сократятся временные затраты на оформление документов, что, в конечном счете, приведет к снижению общих издержек и повышению эффективности всего процесса доставки грузов. Повысится прозрачность операций, что позволит отслеживать местонахождение груза в режиме реального времени и оперативно реагировать на возможные непредвиденные ситуации. Данная мера особенно актуальна для крупных логистических операторов, осуществляющих сложные мультимодальные перевозки, охватывающие множество регионов России и зарубежных стран. Возможность использования единого документа для всех этапов маршрута значительно упростит их работу и позволит оптимизировать процессы управления цепочками поставок.
Проект ЕТД находится на стадии общественного обсуждения, которое продлится до 30 мая. Ожидается, что он получит широкую поддержку со стороны бизнеса, заинтересованного в модернизации документооборота и повышении эффективности логистических операций. Успешное внедрение ЕТД обеспечит значительный импульс развитию цифровой экономики в транспортной сфере России, приближая ее к международным стандартам и повышая конкурентоспособность на глобальном рынке. После завершения этапа обсуждения и внесения необходимых корректировок, будет определен точный график вступления ЕТД в силу.