Рынок автомобильных грузоперевозок пережил резкий спад, но начал адаптироваться к ситуации

В начале 2015 года рынок автомобильных грузоперевозок показал значительное снижение объемов и как результат – избыток тоннажа и удешевление стоимости услуг. Ситуация на рынке начала стабилизироваться летом, вместе с этим начался и рост цен, которые за первые полгода поднялись в среднем на 40%. Стремясь сохранить свое место на рынке, многие автоперевозчики пошли на снижение стоимости услуг и в начале года большинство компаний не только не показали прибыли, но даже не смогли окупить расходов.

Рынок автомобильных грузоперевозок пережил резкий спад, но начал адаптироваться к ситуации

Больше всего кризис повлиял на финансовое состояние компаний, которые обслуживают внешнеторговые перевозки на автомобилях, взятых в лизинг в 2014. Кроме отсутствия прибылей для таких компаний в начале 2015 стало характерным накопление долговых обязательств и просроченных платежей. Среди причин спада на рынке грузовых автомобильных перевозок – запрет импорта продуктов из США и Европы, а также ответные ограничения России на ввоз товаров в страну.

Вторым фактором спада на рынке грузоперевозок – дефицит оборотных средств. Кризис коснулся не только перевозчиков, но и их клиентов, как следствие возникают просрочки по платежам за предоставленные услуги, которые могут достигать от 60 до 90 дней. Риск в принципе не получить деньги за доставку также возрос в разы, особенно при наличии посредников в цепи поставок. Риск не получить деньги довольно высок, ведь и сами заказчики услуг испытывают трудности с кредитованием и средствами на текущие расходы. Перевозки часто оплачивались кредитными средствами, однако банковские ставки стали расти, как сложности в получении займов. Переизбыток предложения на рынке услуг по грузоперевозкам также играет на руку грузоотправителям, которые убрали транспортные услуги из приоритетных статей расходов.

Многие транспортные компании основным критерием при выборе перевозчиков сделали возможность получить отсрочку платежа, что также отразилось на тарифах. Весной многие перевозчики понизили цены практически на 50%, однако это произошло на фоне повышения цен в начале года. Немного цена поднялась в конце весны начале лета, что позволило компаниям выйти на окупаемость, правда без прибыли. Оценки экспертов относительно текущей ситуации и перспектив отрасли неоднозначны, поскольку существенную долю на рынке занимают нелегальные перевозки, которые в официальной статистике не отражаются. Сегодня крупные компании во многом стабилизировали свою работу, немного сложнее приходится небольшим предприятиям. Рост цен и повышение рентабельности производства создало положительные предпосылки для улучшения платежеспособности грузоотправителей и дает перспективы для улучшения и на рынке грузоперевозок, который постепенно адаптируется к ситуации.