Россия и Китай могут вернуться к формату доставки от двери к двери в 2024
Возможно возобновление автоперевозок между РФ и КНР в соответствии с соглашением, которое было принято ещё в 2018. Эксперты отмечают, что после наступления «эпохи Ковида» перевозчики из РФ могли добраться исключительно до приграничных пунктов. Это ограничение было связано с необходимостью проведения мероприятий контроля уровня заболеваемости. Но поскольку сейчас влияние коронавируса на международную логистику, в частности, на те отношения, которые выстраиваются между КНР и РФ, значительно ослабело, возможно возвращение к предыдущим договорённостям.
Соответствующий вывод можно сделать на основании изучения проекта документа, который был составлен Минтрансом. В нём содержатся положения, которые регулируют работу 2 навигационных систем — Beidou из КНР и ГЛОНАСС из РФ. Использование соответствующих датчиков обязательно для возможности спокойно перемещаться по территориям стран.
Предыстория
Стоит напомнить, что соглашение, которое позволяло грузоперевозчикам из РФ путешествовать по Китаю, вступило в силу ещё с 2019. Но чтобы оно стало реализовываться на практике, требовалось решить вопросы с навигацией. Грузовики как российские, так и китайские, должны были оснащаться соответствующими бортовыми датчиками. Такое решение позволило бы отслеживать их передвижение.
Подобные устройства должны быть в состоянии поддерживать одновременно сигналы 2 систем, российской и китайской. При этом информационные системы КНР и РФ должны быть в состоянии обмениваться друг с другом соответствующей информацией.
Пилот
В 2019 году страны предприняли попытку запуска указанного документа. Для этого был создан пилотный проект. Для тестирования пригласили фирму, которая работала оператором «Платон». У неё был большой опыт взаимодействия с разными трекерами. Собственно, именно по данной причины компанию и выбрали. Нельзя сказать, что пилот прошёл на 100% успешно: замечания были у обеих сторон. Однако в принципе проект продемонстрировал, что решение вполне рабочее.
Но после этого начались жёсткие ограничения из-за коронавирусной инфекции. После Китай ввёл строгий пограничный контроль и запретил перевозчикам из других стран перемещаться по территории государства. Это же касалось и российских логистических организаций.
В дальнейшем в течение почти 3 лет у российских грузовиков не было возможности попасть на территорию КНР. Ограничения затрагивали многие страны. И только в начале текущего года их стали постепенно снижать. РФ решила опередить дальнейшие послабления, которые выглядят логично в настоящем с учётом общей тенденции.
Минтранс приложил к законопроекту записку. В ней, если конкретизировать, указывается, что определённые сроки снятия ограничений Китай не называет. Однако в России решили заблаговременно подготовиться к тому, чтобы наладить свободное перемещение. Для РФ, стоит напомнить, это особенно важно. Россия ориентируется на то, что нормативно-правовой акт можно будет ввести в действие с 2024 года, с 1 марта. Однако многое в данном случае зависит от Китая.
Что нужно знать по поводу конкретики?
На данный момент это скорее выглядит сырым законопроектом, чем готовым к применению документом. Конкретики очень мало. В частности, в нём просто констатируется, что на грузовой транспорт должны устанавливать спецустройства, которые будут поддерживать работу с ГЛОНАСС и Beidou. Но определённые технические параметры или же конкретные решения, с помощью которых этого можно будет добиться, на данный момент неизвестны.
Основная задача трекеров сводится к тому, чтобы отслеживать перемещение автотранспорта по территории страны. Это необходимо для безопасности движения и для логистического контроля. Но для достижения согласованного обмена информацией сам процесс необходимо дополнительно урегулировать. Что может потребовать определённое время, особенно с учётом того, что законодательство стран по данному поводу заметно различается.
Грузоперевозчик, установивший бортовое устройство, может проходить идентификацию в стране происхождения. Для этого в систему будут вводиться данные о таком транспорте. Кроме того, для идентификации требуются сведения и о перевозчике. Такой сбор сведений необходим для урегулирования вопросов, связанных с участниками дорожного движения. Например, для разрешения конфликтов во время ДТП.
Стоит отметить, что данные должны поступать постоянно. Если говорить конкретнее, то интервал — не больше 30 секунд. Это позволит постоянно контролировать транспорт.
Но нужно отметить, что из документа сложно понять, как конкретно будут устанавливать бортовое устройство. Например, это может быть что-то в виде дополнение к тому, что уже есть. Однако уже использующиеся датчики также могут взять на себя новые функции. Например, таким образом можно переоснастить ГЛОНАСС-трекер. В связи с этим неслучайно в пилотном проекте в 2019 году оператором в эксперименте оказался «Платон».
Важность данного нововведения для России
Стоит отметить, что, когда вступит документ в силу, до сих пор неизвестно. В данном случае у России нет полной самостоятельности по принятию решения, поскольку это довольно сильно зависит от воли Китая и от того, как именно он видит разрешение создавшейся ситуации. РФ сейчас во многом зависит от КНР. Поэтому непонятно, получится ли у страны поторопить Китай с принятием положительного для себя решения по снятию или уменьшению количества ограничений.
Если КНР согласится на такой шаг, то это будет движением в направлении ещё более тесного сотрудничества между государствами. После 24.02.2022 товарооборот между ними постоянно возрастал, поскольку Китай во многом заместил России утерянные западные направления. Благодаря этому РФ смогла пережить блокировку со стороны ЕС и разрыв связей с большим количеством стран, а также существенное ограничение поставок с другими государствами.