Российские автоперевозчики встретили предложения Минтранса со скептицизмом
Вместо ожидаемой помощи они опасаются, что инициативы Минтранса могут обернуться неэффективным распределением бюджетных средств, что вместо решения проблемы лишь усугубляет кризисное состояние рынка грузоперевозок. Страх перед "раздачей дешевых денег" обоснован: нецелевое использование финансовой помощи может привести к дальнейшему снижению цен и нечестной конкуренции, окончательно подорвав и без того шаткое положение добросовестных компаний.

Минтранс выступил с инициативой в ответ на резкий рост расходов автоперевозчиков, спровоцированный целым рядом факторов. В первую очередь, это последствия повышения ключевой ставки Центробанка, которая напрямую отразилась на стоимости лизинга транспортных средств. К этому добавилась усилившаяся конкуренция, вызванная переориентацией логистических потоков с европейского направления из-за введенных санкций. Перераспределение маршрутов привело к перенасыщению рынка и давлению на тарифы. Ситуацию усугубляет значительное повышение утилизационного сбора — почти на 80% за последний год — а также рост расходов на ремонт и обслуживание техники (на 20%) и резкий скачок зарплат водителей (на 49%). По данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов общая себестоимость грузоперевозок за первый квартал текущего года выросла на 12%.
Более 60% игроков рынка, по оценкам экспертов, представляют собой компании, которые не платят налоги в полном объеме и используют различные схемы оптимизации налогообложения. Они активно демпингуют, снижая тарифы на 20% по сравнению со среднерыночным уровнем, что вынуждает добросовестных перевозчиков работать себе в убыток или вовсе сворачивать деятельность. Этот фактор является одним из главных источников беспокойства автоперевозчиков, поскольку создает неравные условия игры и подрывает экономическую стабильность всего отрасли.
Меры поддержки, предлагаемые Минтрансом, должны быть тщательно продуманы и направлены на реальную помощь добросовестным перевозчикам. Предлагается использовать уровень налоговой нагрузки как ключевой критерий отбора получателей государственной поддержки. Это позволит оценить степень соблюдения законодательства и предотвратить финансовую помощь компаниям, которые активно уклоняются от налогов. Данный подход гарантирует, что средства будут направлены на сохранение рабочих мест в легально работающих компаниях, способствуя стабилизации рынка и здоровой конкуренции.
Участники рынка транспортных перевозок предлагают ряд мер государственной поддержки, направленных на преодоление острого кризиса в отрасли. Эти меры, по их мнению, не потребуют дополнительных бюджетных ассигнований, но окажут существенную помощь добросовестно работающим компаниям.
Центральным пунктом предложений является комплекс мер, направленных на снижение налоговой нагрузки и оптимизацию финансовых потоков. Одна из ключевых предложенных инициатив — это дифференцированная ставка страховых взносов. Это условие призвано стимулировать повышение заработных плат в отрасли и, как следствие, повысить привлекательность работы в транспортной сфере, сокращая текучесть кадров.
Помимо налоговых льгот, предлагается ряд мер по улучшению финансового состояния транспортных предприятий. Это включает в себя предоставление отсрочки платежей по взносам во внебюджетные фонды, что даст компаниям дополнительное время для финансового маневра и позволит избежать острых финансовых затруднений. Кроме того, предлагаются субсидии на сохранение занятости и оплату труда, что поможет избежать массовых сокращений персонала и сохранить квалифицированных специалистов в отрасли. Важной частью предложений являются льготные кредиты и гранты на разработку и внедрение программного обеспечения в логистике. Льготное кредитование позволит транспортным компаниям модернизировать свой автопарк, инвестировать в новые технологии и повысить эффективность своей работы. Гранты на разработку программного обеспечения будут способствовать развитию инноваций в отрасли, повышению ее конкурентоспособности и эффективности управления логистическими потоками. Это, в свою очередь, положительно скажется на экономике всей страны, упрощая и ускоряя доставку грузов. В долгосрочной перспективе, все эти меры направлены на оздоровление экономики логистического сектора и создание более благоприятных условий для развития транспортных компаний.
Особое внимание уделяется целевому кредитованию. Предлагается предоставить транспортным предприятиям льготные кредиты на приобретение топлива, выплату заработной платы и оплату услуг системы "Платон". Это позволит компаниям стабильно функционировать, избегая задержек выплат и обеспечивая бесперебойную работу. Государство сможет контролировать использование этих средств, обеспечивая прозрачность и предотвращая злоупотребления. Еще одной важной мерой является рефинансирование уже существующих лизинговых договоров и создание механизма льготного финансирования новых. В текущих условиях, когда ставки высоки, а фрахт низок, обновление автопарка практически остановилось. Рынок перенасыщен новой техникой, которую предприятия не могут себе позволить приобрести. Льготное финансирование позволит обновить автопарк, повысив эффективность и безопасность перевозок. Это также даст импульс производственным площадкам и дилерам, которые сейчас несут значительные убытки из-за низкого спроса.