Президент РФ обозначил задачи, направленные на улучшение транспортной системы страны
Опубликованный на сайте Кремля список поручений содержит ряд ключевых пунктов, касающихся, в первую очередь, финансирования и управления дорожной инфраструктурой на региональном уровне. Одно из самых значительных поручений касается предоставления регионам права самостоятельно регулировать движение большегрузного транспорта на дорогах местного, межмуниципального и регионального значения. Это вопрос, который обсуждался давно, и его решение может существенно изменить подход к содержанию и ремонту дорожной сети за пределами федеральных трасс. Суть поручения заключается в изучении возможности наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по взиманию платы за проезд грузовых автомобилей общей массой свыше 12 тонн.

Такая мера, по замыслу, должна компенсировать ущерб, наносимый региональным дорогам интенсивным движением тяжеловесного транспорта. В настоящее время федеральный бюджет не всегда способен обеспечить необходимое финансирование для ремонта и поддержания в надлежащем состоянии региональных дорог, которые часто испытывают колоссальные нагрузки от грузового потока. Взимание платы, таким образом, видится как потенциальный источник финансирования ремонта и реконструкции этих дорог, обеспечивая более эффективное и справедливое распределение ответственности за их состояние. Правительству РФ, совместно с профильными комиссиями Государственного Совета, предстоит провести масштабное исследование, которое должно оценить все потенциальные экономические, социальные и правовые последствия введения подобной системы. Необходимо разработать четкий механизм взимания платы, гарантирующий прозрачность и предотвращающий коррупционные риски. Ключевые вопросы, которые предстоит проработать, включают определение размера платы, критерии отнесения дорог к определенной категории, процедуру сбора средств и контроль за их целевым использованием.
Доклад с результатами исследования должен быть представлен Президенту до 15 сентября 2025 года. Параллельно с этим, Правительство получило еще одно поручение. Речь идет о более эффективном использовании средств Фонда национального благосостояния.
Правительству необходимо до 15 июля 2024 года представить предложения по реинвестированию средств, полученных в виде погашения ранее выданных займов. Это означает, что необходимо разработать механизм, позволяющий направлять средства, возвращающиеся в бюджет, на новые инфраструктурные проекты, обеспечивая постоянный цикл финансирования и развития дорожной и коммунальной инфраструктуры.
Разработка этих изменений потребует тщательного анализа существующего законодательства, сравнительного анализа международного опыта и учета специфики различных регионов страны – от мегаполисов до сельских поселений. Процесс будет включать в себя многочисленные совещания, экспертизы, публичные обсуждения и согласования с заинтересованными сторонами. До середины июля Правительство должно разработать конкретные предложения, определяющие показатели транспортной и пешеходной доступности социальных объектов — школ, больниц, поликлиник, детских садов и других. Особое внимание должно быть уделено возможности предоставления субъектам РФ права самостоятельно устанавливать более жесткие или специфические требования к доступности, учитывая местные особенности и потребности населения.
Эта работа потребует глубокого анализа существующих нормативов, исследования лучших мировых практик в области градостроительства и разработки гибкой системы, которая позволит адаптироваться к разнообразным условиям различных регионов. Необходимо учитывать не только расстояния до объектов, но и качество пешеходных и транспортных коммуникаций, наличие специальных инфраструктурных решений для людей с ограниченными возможностями. Третий блок поручений касается совершенствования администрирования правонарушений в сфере дорожного движения.
До 1 ноября 2025 года Правительство должно разработать и внедрить систему, ориентированную на эффективное и справедливое наказание за нарушения. Ключевой аспект — широкое внедрение автоматических систем фиксации правонарушений с использованием современных технических средств фото- и видеофиксации. Это потребует значительных инвестиций в модернизацию инфраструктуры, обучение персонала, разработку эффективных алгоритмов обработки данных и обеспечения защиты от злоупотреблений. Наконец, органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано учитывать приоритетное развитие улично-дорожной сети при формировании программ дорожной деятельности. Это означает необходимость приоритетного финансирования проектов, направленных на улучшение транспортной доступности новых жилых комплексов и объектов социальной инфраструктуры. Для реализации этой рекомендации необходимо провести тщательную инвентаризацию дорожной сети, оценить объем необходимых инвестиций, разработать долгосрочные планы развития и обеспечить эффективное использование бюджетных средств. Возможно, потребуется привлечение частных инвестиций и использование современных технологий для оптимизации расходов и повышения качества дорожных работ. Формирование программы обновления автобусного парка потребует тщательного анализа потребностей регионов, учета экологических требований и оценки экономической целесообразности различных вариантов реализации.