Подведение итогов 2023. Каким будет 2024?
В 2023 году рынок автоперевозок в России находился в состоянии подвижного равновесия под влиянием как традиционных факторов, так и дополнительных изменений. Отмечалось сокращение автопарка с одновременным ростом числа грузовых рейсов, особенно на дальние расстояния, что способствовало развитию собственных автотранспортных подразделений у ритейлеров. Из-за санкций транзитные потоки с Казахстаном и Грузией замедлились, зато выросли перевозки с другими странами Средней Азии, а также с сохранившимися традиционными партнерами — Белоруссией и Китаем. В целом для всех участников рынка эти изменения обернулись ростом вызовов и сложностью ведения бизнеса.
В 2023 году на рынке автомобильных перевозок возник ряд проблем, таких как дефицит водителей, рост издержек перевозчиков, трудности с обновлением автопарка и повышение процентных ставок по кредитам. Это привело к стихийному росту тарифов на перевозки, превысившему самые смелые прогнозы. К концу года стоимость перевозок в некоторых регионах, таких как Урал и Сибирь, удвоилась по сравнению с началом периода. Таким образом, проблемы с дефицитом ресурсов и финансированием на рынке автоперевозок спровоцировали резкое повышение цен, что негативно сказалось как на перевозчиках, так и на заказчиках услуг.
Проблема цен
В 2023 году дефицит транспорта принес перевозчикам преимущества в виде устойчивого спроса на их услуги, однако для поддержания качественного обслуживания клиентов им пришлось пересматривать контракты и повышать цены. Это не могло не сказаться и на крупных заказчиках, многим из которых пришлось корректировать бюджеты на логистику, поскольку рост тарифов отразился на конечных ценах продукции. Одним словом, турбулентность рынка перевозок привела к необходимости переоценки взаимоотношений всех его участников, и вопросом оставалось, кто сможет адаптироваться к новым условиям.
Проблема острого кадрового голода
На рынке автомобильных перевозок России усугубляется проблема дефицита водителей, которая составляет 10-15% от штата. По данным экспертов, одной из причин является демографическая ситуация в стране. Для решения этого вопроса компании-перевозчики вынуждены повышать зарплаты водителям, интенсивно развивать внутреннее обучение сотрудников новым профессиям и переквалификацию. Тем не менее, высокий спрос на услуги перевозчиков при нехватке кадров сохраняет дисбаланс между количеством вакансий и резюме, что будет оказывать дополнительное давление на рост зарплат в логистическом секторе.
Большие сроки ожидания деталей при поломке
Импортозамещение остается актуальной тенденцией на рынке автомобильных перевозок. Компании вынуждены отказываться от импортной техники и переходить на продукцию отечественных и китайских производителей. Также возник дефицит запчастей как для импортных, так и отечественных автомобилей, что затрудняет ремонт и обновление транспортного парка. Сроки ожидания запчастей удлиняются. При этом повысились цены на новую технику, а также выросли кредитные ставки, увеличивая стоимость лизинговых соглашений. В совокупности эти факторы оказывают серьезное давление на финансовое положение перевозчиков.
Чего ждать в 2024?
В 2024 году рынок грузовых перевозок ожидают как финансовые изменения, связанные с макроэкономической ситуацией, так и структурные преобразования, в частности ускорение цифровизации процессов. Цифровизация будет коснуться как оптимизации логистических процессов через электронные торговые площадки, так и упрощения подбора перевозчиков. Всё большая доля компаний переходит на полностью электронный документооборот.
Государство также активно способствует продвижению цифровизации. В 2023 году были запущены пилотные проекты по отгрузкам с использованием электронных транспортных накладных. В 2024 планируется полный переход на электронные транспортные накладные при перевозках алкогольной продукции.
Цифровизация логистических процессов дает ряд преимуществ в виде оптимизации путей грузоперевозок, упрощения документооборота и подбора подрядчиков, однако ее внедрение требует значительных затрат со стороны компаний-перевозчиков. Для полноценного перехода на электронные торговые площадки, системы электронного документооборота и автоматизации логистических процессов необходимо приобрести соответствующее программное и техническое обеспечение, а также провести переобучение персонала, что является дополнительной нагрузкой для бизнеса на фоне уже возросших издержек в условиях макроэкономической нестабильности.
На фоне общей неопределенности на рынке транспортных услуг, сложилась непрозрачная ситуация и со страхованием. Традиционно дешевое ОСАГО для грузовиков в последнее время существенно подорожало и стало менее выгодным для перевозчиков. Страховщики значительно повысили тарифы, сославшись на рост себестоимости ремонта ДТП. При этом часто не учитываются специфика перевозок и индивидуальный подход к каждому клиенту. Такое резкое удорожание ОСАГО для грузовиков ставит под угрозу рентабельность операций многих перевозчиков.
Еще более проблемно положение с КАСКО. Дорогостоящее страхование от несчастных случаев для транспортного средства может себе позволить далеко не каждая транспортная компания, особенно малый и средний бизнес.
На фоне растущего спроса на грузовые перевозки в России со стороны компаний-перевозчиков наблюдается острый дефицит новых грузовых автомобилей. Закупки производятся преимущественно в Китае, однако объемов поставок оттуда пока недостаточно для полного удовлетворения спроса. Многие компании вынуждены сохранять в эксплуатации старый автопарк и откладывать планы обновления и расширения транспортных мощностей из-за дефицита новых грузовиков на рынке. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на росте объемов перевозок в среднесрочной перспективе. Одним словом, в 2024 вызовов будет достаточно.