Входим в ТОП-10 лучших перевозчиков России
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Почему ставки на услуги грузоперевозчиков растут, а прибыль — нет?

В последние годы участники рынка грузоперевозок сталкиваются с парадоксальной ситуацией: спрос на автоперевозки растет, тарифы увеличиваются, но прибыль перевозчиков остается на прежнем уровне или даже снижается. Почему это происходит?

Почему ставки на услуги грузоперевозчиков растут, а прибыль — нет?

После провального I квартала 2025 года рынок автомобильных грузоперевозок начал восстанавливаться. Спрос на внутренние перевозки увеличился на 32% во II квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 41% в сравнении с первыми тремя месяцами года. В III квартале рост замедлился, но остался значительным: +16% к предыдущему кварталу и +39% к III кварталу 2024 года. В целом за первые девять месяцев 2025 года количество заявок выросло на 25% в годовом выражении.

Летний и осенний периоды традиционно являются пиковыми для грузоперевозок, так как компании пополняют запасы перед праздниками и готовятся к зимнему сезону. Несмотря на трудности первых месяцев года, бизнес адаптировался к новым условиям, что привело к увеличению объема перевозок. Импортозамещение и развитие отечественного производства стимулируют оборот товаров внутри страны.

На первый взгляд, увеличение спроса и тарифов должно было привести к росту доходов перевозчиков. Однако реальность оказалась иной. Цены на грузоперевозки действительно увеличиваются, но это связано прежде всего с ростом затрат. Стоимость топлива продолжает расти, что значительно увеличивает операционные расходы. Для автоперевозчиков это один из ключевых факторов себестоимости. Увеличение цен на запчасти, ремонт и техобслуживание также оказывает давление на бюджет компаний. Чтобы удержать квалифицированных водителей, компании вынуждены повышать зарплаты, что увеличивает расходы на персонал.

Хотя небольшие компании массово покидают рынок, конкуренция среди оставшихся игроков остается высокой. Это вынуждает перевозчиков удерживать тарифы на конкурентоспособном уровне, что ограничивает их возможность увеличивать маржу. Несмотря на увеличение числа заявок, многие из них связаны с краткосрочными контрактами или разовыми перевозками, которые не обеспечивают стабильного дохода. Кроме того, значительная часть заявок приходится на малодоходные направления или перевозки небольших партий груза. В условиях экономической нестабильности многие заказчики стали выбирать более дешевые логистические решения. Например, вместо крупных грузовиков все чаще используются малотоннажные автомобили, что снижает средний чек перевозки.

Ставки на грузоперевозки действительно выросли, что связано с необходимостью компенсировать возросшие расходы. Однако этот рост не смог улучшить положение перевозчиков. На международных маршрутах ставки увеличились на 10-25% по сравнению с 2024 годом. Важно понимать, что повышение ставок — это не результат увеличения спроса, а вынужденная мера для покрытия затрат. Но даже при таких условиях рентабельность остается на крайне низком уровне. Рынок транспортно-логистических услуг находится на нижней границе маржинальности.

III квартал 2023 года показал некоторое оживление на рынке грузоперевозок, но это связано исключительно с сезонными факторами. Ретейлеры запускают распродажи, производители перепаковывают товары, а автосалоны стремятся закрыть сделки до повышения цен. Однако такое оживление носит краткосрочный характер и не свидетельствует о росте платежеспособного спроса. Компании лишь закрывают накопленные обязательства и работают над выполнением квартальных и годовых планов. Это не дает оснований говорить о реальном расширении рынка.

Однако увеличение объемов перевозок не всегда означает рост прибыли для логистических компаний. За этим скрывается множество факторов, которые нивелируют положительный эффект от роста спроса. Ставки на международные автоперевозки, особенно в сегменте FTL, выросли на 10-15%. Ставки на экспортные перевозки также растут, но это вызвано не благоприятными условиями на рынке, а ростом издержек.

Логистика становится все более сложной из-за заторов на границах. Например, на Верхнем Ларсе и других погранпереходах с Европой и Турцией регулярно образуются пробки. Долгое ожидание приводит к простоям, из-за чего транспортные компании теряют возможность быстро брать новые заказы. Если границы временно закрываются, трафик перенаправляется на другие погранпереходы, что также увеличивает время и расходы. В связи с геополитической ситуацией и санкциями, маршруты доставки часто меняются. Например, многие перевозки теперь идут через Турцию, Казахстан и Беларусь. Эти маршруты могут быть длиннее и дороже, что увеличивает затраты на топливо, оплату водителей и обслуживание транспортных средств. Среди стран, куда чаще всего отправляются грузы из России, лидируют Беларусь (+72% заявок в третьем квартале в годовом выражении) и Казахстан (+23%). Огромный рост показала Киргизия — 299% по сравнению с прошлым годом. Турция также демонстрирует высокий интерес — рост заявок составил 174%. Узбекистан, куда активно везут грузы, показал прирост на 50% с июля по сентябрь. Несмотря на увеличение объемов, прибыль компаний остается под давлением из-за вышеупомянутых факторов.

Удорожание перевозок связано с нестабильностью валютного курса. Логистические компании, работающие с международными заказами, вынуждены учитывать изменения курса валют, что делает их услуги дороже для клиентов, но не всегда увеличивает прибыль. Подорожание топлива, повышение цен на запчасти и техническое обслуживание, а также увеличение расходов на страхование грузов — все это влияет на себестоимость перевозок. Компании вынуждены повышать ставки, чтобы покрыть эти расходы, но маржинальность остается низкой.

Долгие простои на границах и нехватка свободных автомобилей приводят к повышению спроса на транспортные средства. Это, в свою очередь, увеличивает ставки на перевозки, но не решает проблему низкой прибыли. Компании теряют драгоценное время, которое могло бы быть использовано для выполнения дополнительных заказов.

Рост тарифов на грузоперевозки не всегда означает увеличение прибыли перевозчиков. Высокие издержки, конкуренция и изменение структуры рынка создают серьезные вызовы для участников отрасли. Чтобы сохранить позиции и развиваться, компаниям необходимо адаптироваться к новым условиям, внедрять современные технологии и искать способы оптимизации затрат. Только так можно превратить рост спроса в реальный источник дохода.