В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Почему ставки на перевозки остаются низкими, несмотря на нехватку водителей?

В 2024 году наблюдается парадоксальная ситуация: на фоне острой нехватки водителей, о которой регулярно сообщают СМИ и эксперты, ставки на перевозки продолжают падать. Как же может падать цена на перевозки, когда водителей катастрофически не хватает? Дело в том, что нехватка водителей — это только одна сторона медали. С другой стороны, наблюдается значительное снижение спроса на грузоперевозки, которое оказывает более сильное влияние на динамику цен.

Почему ставки на перевозки остаются низкими, несмотря на нехватку водителей?
© pinterest.com

В России наблюдается спад в промышленном секторе, что напрямую влияет на количество перевозимых грузов. Из-за высокой инфляции и неопределенности в экономике люди сокращают расходы, что приводит к снижению спроса на товары, а следовательно, и на их доставку. На рынке грузоперевозок работают множество компаний, что увеличивает конкуренцию и вынуждает снижать цены для привлечения клиентов. Влияние на спрос оказывают такие факторы, как рост популярности электронной коммерции, которая стимулирует развитие альтернативных каналов доставки, таких как курьерские службы и почтовые отделения. Нехватка водителей создает напряженность на рынке, но, как видно, она не является определяющим фактором для роста цен. Перевозчики вынуждены снижать цены, чтобы оставаться конкурентоспособными, что приводит к сокращению их прибыли.

В 2023 году российская экономика столкнулась с неожиданным феноменом: резким снижением объемов автомобильных грузоперевозок. Хотя на первый взгляд ситуация выглядит парадоксальной – в прошлом году был установлен исторический рекорд по продажам грузовиков (более 144 тысяч), а количество транспортных средств на рынке значительно увеличилось, – реальность такова: грузов стало меньше. Эксперты сходятся во мнении, что главная причина спада – сложности в финансовой логистике. Проблемы с платежами наблюдаются как в торговле с партнерами по СНГ, так и с Китаем и Турцией. Ограничения, связанные с санкциями, затруднили международные расчеты и повлияли на скорость товарооборота. В прошлом году многие перевозчики переориентировались на китайский рынок, чтобы компенсировать спад на европейском. Однако рост поставок из Китая не смог полностью компенсировать падение грузопотока с других направлений. Вторичные санкции, которые затрагивают не только Россию, но и ее торговых партнеров, привели к сокращению потока товаров из Турции, Казахстана и других стран. В условиях снижения грузопотока и растущей конкуренции, компании вынуждены оптимизировать свои маршруты, чтобы избежать простоев грузовиков. В погоне за эффективностью перевозчики вынуждены пересматривать и тарифы, что может привести к повышению цен на доставку для конечного потребителя. Важно отметить, что проблемы с грузоперевозками наблюдаются не только в России, но и на международном уровне. Глобальные цепочки поставок, изначально нарушенные пандемией COVID-19, до сих пор не восстановились полностью. Нестабильность на мировом рынке, инфляция и военные конфликты не способствуют стабильному и предсказуемому движению товаров.

Рынок грузоперевозок в России в 2024 году демонстрирует нехарактерную для него динамику: падение ставок, которое началось в январе и затянулось до апреля, не характерно для сезона. В начале 2024 года наблюдался дефицит машин, но с течение времени он стал менее выраженным. Индекс ATI.SU, анализирующий данные о ставках по 100 самым популярным направлениям в России, показывает, что средние ставки после новогоднего ажиотажа не восстановили свой рост, а застыли на довольно низком уровне. Спрос на перевозки существенно сократился, что создало избыток свободного транспорта. Глобальные экономические изменения, связанные с международными санкциями и неопределенностью на рынке, оказывают влияние на спрос на перевозки. Рост популярности интернет-магазинов и онлайн-платформ для заказа товаров создает новые каналы доставки, что может отчасти вытеснять традиционные грузовые перевозки. * Изменения в логистических цепочках и международных торговых отношениях негативно влияют на объем экспортных поставок, что сокращает спрос на перевозки. В условиях отсутствия объективных причин для роста ставок, скорее всего, они останутся на текущем уровне еще какое-то время. В перспективе может произойти перераспределение спроса на грузоперевозки с одних направлений на другие, что будет влиять на динамику ставок по конкретным маршрутам.

Данные об объемах перевозок и спросе на них могут быть неточными, так как существуют различные источники информации, которые могут давать отличающиеся данные. Ситуация на рынке грузоперевозок может быстро меняться под влиянием различных факторов, таких как политическая и экономическая ситуация, изменения в законодательстве и др. В целом, падение ставок на грузоперевозки в 2024 году является следствием комплексной ситуации, включающей в себя снижение спроса, избыток транспорта и негативные экономические факторы. Дальнейшая динамика рынка будет зависеть от того, как будут развиваться эти факторы, и как на них будут реагировать перевозчики и заказчики.

Ситуация требует комплексного подхода. Правительство должно усилить поддержку транспортной отрасли, снизив налоговую нагрузку на перевозчиков, предоставив финансовую помощь для обновления парка грузовых автомобилей и повысив престиж профессии водителя. Компании должны улучшить условия труда для водителей, повысив зарплаты и предложив более гибкий график работы. Водители должны повышать свою квалификацию и профессионализм, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Только совместными усилиями можно выйти из этой сложной ситуации и вернуть баланс на рынке грузоперевозок.