В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

По каким причинам не хватает водителей-дальнобойщиков?

Реальная ситуация и то, что показывают логистические компании в рамках встречи с представителями власти в Совете Федерации, отличаются друг от друга. Позитивной картина в действительности не является. Автомобильный подвижной состав трудно приобрести и обслуживать. Водители плохо подготовлены, вдобавок наблюдается их острая нехватка.

По каким причинам не хватает водителей-дальнобойщиков?
@aleksandarlittlewolf | freepik.com

В чём заключается проблема?

Логистические организации в первую очередь заинтересованы в водителях, которые готовы работать на правилах игры и условиях, созданных ими. А всё перечисленное может отличаться от того, что прописано в актуальном законодательстве.

Сейчас тех, кто хотел бы работать водителями-дальнобойщиками, становится всё меньше. Ярким примером является ситуация с водителями-международниками в отношении Северо-Запада. После наложения санкций многие компании закрылось. На рынке появилось большое количество профессиональных водителей. Не меньше 30% водителей перешло на внутренний дальнобой. Казалось бы, это должно было решить проблему нехватки специалистов.

Однако перешедшие водители стали требовать лучших условий или же довольно быстро увольнялись. «Международники» столкнулись с реалиями российского рынка труда, который их устраивал.

Что именно не подходит водителям?

На данный момент трудно найти водителя-дальнобойщика, даже если предлагают 100 тысяч рублей в месяц. При установлении же данной зарплаты многие компании игнорировали реальные условия труда. Хотя это противоречит логике. Постоянно условия труда были значимыми.

Водителям не нравится ездить на российском транспорте

Одной из проблем является уменьшение количества эксплуатируемых европейских тягачей. Для водителей такая техника оказывалась предпочтительнее, поскольку она позволяла меньше перегружаться. Плюс выше был уровень техники безопасности. Всё это — по сравнению с КАМАЗом или МАЗом.

Большое количество дополнительных обязанностей

Российская техника часто выходит из строя, требует лучшей технической подготовки от водителей. Им приходится сталкиваться со срочным ремонтом. Риски застрять в пути выше.

Вследствие этого всё большее количество водителей отказываются от предложений находиться в дороге 2 или 3 недели. Если перевозка подразумевает возможность возвращаться каждый день домой, то люди охотнее соглашаются на такие условия.

Какие существуют решения?

Логистические компании хотят упростить возможность приёма на работу водителей из стран СНГ и Средней Азии. Они отмечают, что «международники» продолжают ориентироваться на европейский рынок труда и ждут зарплат от 135 тысяч рублей, а то и от 150. При этом им нужны улучшения условий труда.

Азиаты в данном отношении доставляют работодателям меньше хлопот. Поэтому поднимается вопрос о том, чтобы допустить перевозчиков из ЕАЭС к каботажу. Соответствующие перевозки происходят по схеме, когда погрузка и разгрузка выполняется в одной стране, а транспортное средство прикреплено к другой. Подобное решение позволило бы разгрузить рынок логистики.

Однако проблема в том, что такое решение может привести к вымыванию финансов из внутреннего рынка. Плюс российские логистические компании могут потерять доходы, стать менее конкурентоспособными. Вопрос контроля качества и обеспечения безопасности подобного перевода тоже становится очень актуальным.

Дополнительные проблемы

Нужно отметить, что разногласия по поводу уровня зарплат и по поводу сложностей техники — далеко не единственные. Перевозчики часто хотят сделать водителя материально ответственным за груз, с чем работники далеко не всегда согласны. К тому же охрана транспорта с товаром может не обеспечиваться, а некоторые пути бывают опасными. Люди не готовы рисковать жизнью и здоровьем на криминогенных участках.

Вопрос престижа в социуме — ещё одна проблема. Водителей-дальнобойщиков считают теми, кто работает тяжело, не обременён излишним интеллектом, не смог найти себя в других сферах. Это не выглядит привлекательно для современной молодёжи.

Карьерный рост, вернее, его отсутствие — ещё одна проблема. Водители могли бы стать ИП и начать создавать собственные небольшие компании. Но процесс такого перехода довольно заметно осложнён в настоящем.

Трудности получения льготных программ, дотаций и прочего намного легче решаются, когда есть необходимый объём выгодной работы. Его может не быть по субъективным и объективным причинам. Если говорить о первых, то они состоят в том, что крупные логистические компании не соблюдают законодательство в отношении транспорта и налогов.

Стоит отметить, что на российском логистическом рынке многие компании на самом деле оказывают посреднические услуги. И таких фирм намного больше, чем транспортных. При этом посредники заточены на работу с крупными компаниями. Всё это заметно препятствуют развитию мелких грузоперевозчиков.

Однако есть и позитивные для людей новости. Если исходить из зарплаты в 100 тысяч рублей дальнобойщику и 35 тысяч — грузчику, то замена людей беспилотниками будет ещё долго экономически нецелесообразна. Прошедшая встреча продемонстрировала, что крупнейшие компании не готовы к изменениям в рамках новой сформировавшейся экономической реальности. Они не хотят перестраиваться и пытаются по максимуму сохранить прежний формат работы. Вопрос в том, насколько это реально.