Перевозчики продолжают бойкотировать «Платон»
Прошел 1 год с момента запуска системы «Платон», согласно которой перевозчики обязаны оплачивать проезд большегрузного транспорта по трассам федерального значения.
По словам представителей этого сектора, более 50% из них не платят сборы, иначе бизнес давно ушел бы в «минус» и развалился. В среднем, ежемесячная прибыль владельца транспорта большой тоннажности составляет 50 тыс. руб. Если зарегистрироваться в системе и оплачивать сбор согласно полному тарифу, то за 12 месяцев его сумма составит 300 тыс. руб. Для мелких перевозчиков это половина их годовой выручки.
Сейчас можно сказать, что «Платон» выполняет свои задачи лишь на 1/3. При этом масштабы эксплуатации трасс федерального значения не уменьшились: перевозчики по-прежнему используют их для поездок по своим маршрутам. Это объясняется невозможностью проезда другим путем либо небольшим числом региональных дорог, которые подходят для большегрузного транспорта.
Крупные компании-перевозчики выполнили обязательства по регистрации в системе и установке бортовых устройств. Однако в большинстве своем приборы не подключены, и тарифы не оплачиваются.
Следует отметить, что «Платон» устранил перекосы в соотношении спроса и предложения услуг по грузоперевозкам. Экономический кризис сократил их объемы, но из-за системы сборов многие перевозчики покинули этот рыночный сегмент, приведя его к равновесию.
Что касается штрафных санкций, то они вводятся при обнаружении системой нарушений (отсутствие бортового устройства, маршрутного листа и др.). ГИБДД в первый раз начисляет перевозчику штраф в размере 5 тыс. руб., при повторном нарушении в 2 раза больше.
Если перевозчик следует системе «Платон», то расходы он делит с заказчиком пополам. При этом перевозчик платит за обратный путь, что вынуждает его брать любой груз для компенсации затрат.
Все перевозчики считают эту систему абсурдной и несправедливой. Чтобы хоть как-то сохранить рентабельность отрасли, нужно будет поднимать стоимость услуг. Это вызовет недовольство потребителей и негативным образом отразится на секторе автомобильных перевозок.
До конца года сбор за проезд по федеральным дорогам составляет 1,53 руб./км. В феврале будущего года тарифы повысят до 2,61 руб./км. А в июне 2017 года их размер составит 3,06 руб./км.
В связи с этим перевозчиками из разных регионов России была устроена массовая акция протеста, включающая автопробеги. В Химках для водителей-дальнобойщиков участие в этом мероприятии закончилось задержанием и начислением очередного штрафа в 1 тыс. руб.