Перевозчики назвали актуальные проблемы: долгие ремонты и кадровый голод
В настоящее время российский рынок грузоперевозок сталкивается с целым рядом вызовов. Примерно 70% перевозчиков испытывают острую нехватку квалифицированных водителей. Это объясняется непривлекательностью профессии дальнобойщика, которая сопряжена со значительными физическими и психологическими нагрузками. К тому же социальная защита таких работников зачастую недостаточна.
Серьезной проблемой являются высокие затраты на текущий и капитальный ремонт автопарка. Это связано с большими сроками и стоимостью восстановления техники. Если не разрешить данные вопросы, то ситуация в сфере грузоперевозок может негативно повлиять на работу других отраслей экономики страны, поскольку они напрямую зависят от качества логистических услуг. Эксперты считают проблемы транспортной логистики одним из факторов затормаживания экономического роста.
Вопрос кадров
На рынке автоперевозок в России нарастают серьезные проблемы. Это подтверждается результаты опроса ведущих организаций и ассоциаций отрасли.
Более двух третей опрошенных логистических компаний откровенно страдают от дефицита кадров. У многих фирм не хватает более 30% шоферов, а у некоторых — 20-30%. Это приводит к значительному простою автопарка. Средний показатель превысил 1,5 месяца в году. Данный фактор увеличивает расходы транспортных компаний.
Тяжелые условия труда — одна из самых главных причин. Большинство дальнобойщиков вынуждены проводить в дороге не по одному-два, а по 5-6 и даже свыше суток. Если не исправить ситуацию, это может негативно сказаться на всей экономике страны.
Исследователи из ФНИСЦ РАН отмечают также проблему слабой социальной защиты данной категории сотрудников. Примерно 60% шоферов работают в роли индивидуальных предпринимателей или самозанятых, что ограничивает их право на оплату больничных листов, получение отпусков и другие права в соответствии с ТК РФ. Разумеется, подобное положение далеко не всех устраивает. Такая ситуация неблагоприятно сказывается на привлечении и удержании квалифицированных кадров в отрасли.
Переход в другие отрасли
Исследователи отмечают, что важной причиной ухода водителей из дальних перевозок является кочевой образ жизни вдали от дома с ночевками в кабине фуры и нерегулярным питанием. Многие переходят на работу во доставки по городу на фургонах. Эта тенденция стала сильнее в 2020 году из-за КОВИДа. Но даже после того, как прошла пандемия, она всё равно сохранилась.
По мнению экспертов, это привело к росту спроса на такие перевозки у специалистов и дефициту водителей для межрегиональных и международных перевозок. Люди все чаще остаются во внутригородских, поскольку при схожем уровне заработка здесь лучшие условия труда.
Ситуация получается парадоксальной. С одной стороны, водители во многом диктуют реальные условия для водителей. Поэтому, по логике, общая ситуация должна исправляться. С другой стороны, транспортные компании в целом всё равно не хотят ничего менять. В частности, в отношении формата трудоустройства, поскольку им это экономически невыгодно. В итоге именно оставшиеся водители тянут на себе всю нагрузку. Хотя некоторые компании всё же стараются повышать зарплату и предлагать соцпакет.
К сожалению, при этом приток свежих кадров в отрасль остается низким. Согласно проведенному исследованию, большинство действующих водителей имеют достаточно преклонный возраст. Так, основную часть штата составляют сотрудники в возрасте за середину жизни, то есть старше сорока пяти лет. Более того, есть компании, где средний возраст водителей перешагивает за пятьдесят пять. Совсем мало тех, кто только начинает свой профессиональный путь — таких моложе тридцати лет оказалось незначительное количество. То есть в большинство своём штат формируют опытные работники, однако все они уже подошли или перешагнули середину жизненного пути. Молодых кадров, способных обновить отрасль, крайне мало.
Еще одним фактором, влияющим на дефицит кадров, является тенденция развития локальных городских доставок. Многим опытным водителям, имеющим богатый стаж работы за рулем грузовиков, выгоднее и удобнее заниматься доставкой грузов в пределах города. Например, осуществляя перевозки товаров из распределительных центров маркетплейсов непосредственно до пунктов выдачи покупателям.
Длительный ремонт
Участники рынка грузоперевозок считают одной из серьезных проблем отрасли долгие сроки ремонта транспортных средств. Согласно опросу, большая часть фур в течение года проводила в ремонте значительное количество дней. Такие простои транспорта напрямую негативно влияют на работу перевозчиков.
Одной из основных причин длительных сроков ремонта является ожидание запасных частей. Это касается как европейских, так и китайских грузовиков. В первом случае проблемы связаны с санкционными ограничениями, во втором — с отсутствием четких каталогов деталей. В целом затрудненный доступ к комплектующим увеличивает время восстановления транспортных средств.
В прошлом году поставщики запчастей для китайских грузовиков расширили ассортимент, благодаря чему средняя продолжительность ремонта стабилизировалась, как отмечает руководитель одной из компаний. По его словам, если детали есть в наличии, сейчас ремонт займет от одного дня до месяца, тогда как год назад этот процесс растягивался до нескольких месяцев.
Вместе с тем, трудности с поставками из Китая в целом по-прежнему сохраняются. Неходовые и дорогостоящие запчасти нужно заказывать напрямую, на что уходит до двух месяцев. Кроме того, отмечается нехватка оригинальных комплектующих для европейских грузовиков, что усложняет их обслуживание. При этом до 80% перевозок в стране в 2023 пришлась именно на автомобили. Большая нагрузка влечет за собой серьёзные проблемы в отрасли. Исследования показывают, что многие нужно решать как можно быстрее.