В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

От Министерства транспорта поступило предложение реже ставить камеры

Министерство транспорта России предлагает устанавливать камеры мониторинга дорожного движения с меньшей плотностью. Согласно разработанному ведомством проекту, устройства, фиксирующие определенные нарушения ПДД, рекомендуется устанавливать не чаще одного раза в километр внутри населенных пунктов и одного раза в пять километров за их пределами. При этом допускается повышение концентрации камер в местах, где зафиксировано большое число дорожно-транспортных происшествий. Цель новых требований заключается в обеспечении оптимального баланса между контролем за соблюдением правил дорожного движения и избеганием излишней плотности видеонаблюдения.

От Министерства транспорта поступило предложение реже ставить камеры
© zr.ru

Проект новых требований к видеоконтролю предполагает заблаговременное уведомление ГИБДД о планируемом включении систем фото- и видеофиксации, а также использование информационных щитов для оповещения водителей об области действия передвижных камер с целью предотвращения неосознанных нарушений из-за незнания зон наблюдения и обеспечения достаточного времени на подготовку к прохождению контролируемых участков. Стоит отметить, что чрезмерная плотность таких устройств может дать обратный эффект. Например, камеры иногда начинают мешать работе друг друга. Также при высокой плотности установки далеко не все успевают их грамотно настроить.

Как регулируется данный вопрос?

Новый закон, вступающий в силу 1 сентября 2024 года, ужесточает правила применения дорожных камер. Это противоречит требованиям национального проекта «Безопасные и качественные дороги», предполагающего расширение сети фото- и видеоконтроля. Однако статистика свидетельствует об увеличении дорожно-транспортных происшествий и летальных исходов. Вероятно, поэтому Минтранс пытается скорректировать жесткие положения закона, подобрав оптимальный режим работы камер.

В ряде субъектов, например, в Москве и Московской области, ранее не всегда соблюдались требования ведомства при установке устройств фиксации. Это приводило к появлению "ловушек", где нарушение ПДД было практически неизбежно. Вероятно, новые поправки позволят избежать подобных ситуаций и обеспечить баланс между контролем и соблюдением законных прав водителей.

В Московской области при установке дорожных камер в основном следуют рекомендациям Министерства транспорта, касающимся их размещения в местах с повышенным уровнем дорожно-транспортных происшествий и их жертв. На специальном интернет-ресурсе обосновывается конкретное расположение каждого устройства видеонаблюдения, приводятся статистические данные о количестве ДТП и погибших на данном участке дороги. Это позволяет обеспечить максимальную прозрачность и обоснованность принятых решений, а также информировать водителей о причинах установки камер именно в тех местах. Благодаря соблюдению рекомендаций федерального органа и четкому разъяснению целей мониторинга, система видеоконтроля в регионе приобретает законный и доверительный характер.

Неоднозначная практика Москвы спровоцировала общественную дискуссию и ужесточение законодательства. Для повышения информированности водителей целесообразно устанавливать предупредительные знаки непосредственно перед камерами, а не на въезде/выезде из населенных пунктов, как это делается в ряде стран.

С чем наблюдаются проблемы?

Московская область добилась хороших результатов в налаживании эффективной системы видеоконтроля. С одной стороны, она не создает сложностей водителям, с другой - позволила значительно снизить дорожно-транспортную аварийность и летальность. Такой опыт заслуживает внимания с точки зрения выработки единых подходов.

Что касается МКАД, то там частые уведомления навигаторов об наличии камер может отвлекать водителей от дороги, повышая риск ДТП. Поэтому целесообразно ввести обязательное предварительное согласование с ГИБДД мест установки камер, исходя не столько из финансовых интересов, сколько из выявления наиболее опасных участков дороги с точки зрения повышения безопасности дорожного движения. Это позволит избежать чрезмерного отвлечения водителей.

Нередко системы скоростного и разметочного контроля работают с ошибками, например, не учитывая отсутствие стоп-линий при фиксации остановки или не определяя достаточной продолжительности остановки, что вызывает многочисленные жалобы из-за отсутствия чётких требований в ПДД. При этом камеры зачастую устанавливаются без налаживания корректной работы, ориентируясь лишь на повышение сбора штрафов, но не на повышение безопасности дорожного движения.

По инициативе Министерства финансов дорожным службам предлагается обязать устанавливать камеры таким образом, чтобы они не закрывали дорожные знаки и светофоры. Частью так называемой реформы системы видеонаблюдения должны стать поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Планируется, что с сентября 2024 года будет запрещено оформлять штрафы с камер, установленных с нарушением установленных правил или не отмеченных в соответствии с требованиями. Данные изменения призваны обеспечить прозрачность и законность работы систем видеоконтроля, исключив возможность занижения видимости дорожных знаков и сигналов светофоров.

Строгое соблюдение правил установки дорожных камер имеет важное значение для обеспечения безопасности на дорогах и защиты прав водителей. Только при условии, что камеры не будут мешать осуществлению дорожного движения, закрывать важную разметку и сигналы, можно избежать риска ДТП. Это гарантирует транспортную безопасность.

Запрещение выписки штрафов с некорректно установленных камер обеспечивает соблюдение правовых норм и справедливость в отношении всех участников движения. Это защищает их права и интересы.

Помимо этого, при соблюдении четких правил невозможны злоупотребления и завышение доходов от штрафов, что исключает коррупционные риски. Благодаря этому население увидит в камерах не столько инструмент контроля, сколько необходимую меру повышения безопасности. Только при таком подходе можно обеспечить доверие граждан к системе видеонаблюдения.