В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

Особенности работы сотрудников таможни в условиях коронавируса

В истекшем году завершился процесс реформирования системы таможни. На данный момент спроектированы электронные таможни и 16 центров электронного декларирования, где происходит оформление до 98% всех документов. Главным образом за счет использования инновационных технологий удалось предотвратить в прошлом году пограничный коллапс.

Особенности работы сотрудников таможни в условиях коронавируса

В месяцы карантина работники таможни, можно сказать, трудились на передовой – именно они ощутили на себе стартовый натиск опасного вируса. Через пограничные пропускные пункты следовали россияне, возвращающиеся из других стран, бесконечным потоком двигались грузы, машины, поезда. В период карантина был создан «зеленый коридор» для продукции первой необходимости: пищевых продуктов и медицинских товаров. Именно их оформлением сотрудники таможни занимались прежде всего.

Для отдельных типов продукции, применяемых в целях предотвращения распространения злосчастного COVID-19, были установлены льготы по уплате таможенных пошлин. Участники ВЭД, которые ввозили эту продукцию в РФ, получили освобождение от уплаты примерно 2,1 миллиарда рублей по налогу на добавленную стоимость и свыше 8 миллиардов рублей по ввозным платежам. С 05.04.20 г. по 30.09.20 г., в период действия запрета на экспорт определенных категорий товаров, Федеральная таможенная служба РФ обеспечила предотвращение нелегального ввоза свыше 356 т. средств индивидуальной защиты: масок, респираторов, антисептических средств. Все они отправились в уральские и дальневосточные медицинские учреждения.

За 11 месяцев прошлого года произошло оформление примерно 4,5 миллиона деклараций, из которых оформлено автоматически – без человеческого участия – было свыше 3,4 миллиона документов. К слову, в 2019 г. было оформлено в полтора раза меньше деклараций – 2,5 миллиона.

По словам руководителя Федеральной таможенной службы РФ В. Булавина, были разделены такие операции, как таможенная регистрация и фактический контроль, было достигнуто единообразие в выработке решений. Решения выпускающего инспектора стали независимыми. Помимо этого, удалось достичь повышения управляемости таможней: до реформы было практически 700 центров таможенной регистрации, на данный момент их 16 – при таком же объеме деклараций, оформляемых за 12 месяцев.

За прошлый год, не считая декабрь, был зафиксирован автоматический выпуск 978000 деклараций, которые подали участники ВЭД незначительной степени риска. Это в 1,7 раза больше, чем в предыдущем году (566 000).

Как отметил руководитель ФТС РФ, автоматически – синоним быстроты, качества, объективности. И прежде всего бизнесу не нужно напрямую взаимодействовать с работниками таможни. Это приобретает особую важность в условиях распространения коронавирусной инфекции, когда любой лишний контакт способен остановить деятельность пропускного пункта.

По заверению Булавина, поддержание взаимоотношений, предусматривающих максимальное ограничение контактов, с бизнесом является важной стратегией таможни. Минимизация человеческого участия в процессе – минимизация риска ошибок и взяточничества, тем более что нарушений предостаточно. С января по ноябрь прошлого года таможня завела свыше 2000 уголовных дел (на 4,4% больше, чем в 2019 г.). Основная часть из них – по фактам незаконного ввоза сильнодействующих веществ, продукции и ресурсов стратегической важности, оружия и боеприпасов (всего 804 дела). Стоимость такой продукции была оценена в 8 миллиардов рублей.

По фактам незаконного ввоза алкоголя и табака с января по ноябрь прошлого года завели 101 уголовное дело, цена продукции достигла 366 миллионов рублей.

Всего сотрудники таможни конфисковали более 20 миллионов пачек табачных изделий. Были попытки их провоза в пиломатериалах сосны и дуба, панелях из металла, стекловолоконных рулонах, полках из древесины, отметили в ФТС РФ.

В начале прошлого года был заблокирован канал поставки табака из ОАЭ. Изъято приблизительно 100 т. сигарет на сумму свыше двухсот миллионов рублей.

С января по ноябрь истекшего года обнаружено 12,8 миллиона единиц контрафакта. Главным образом это одежда и обувь (42,3%), игрушки для детей и игры (21,5%). Кроме того, на таможне пресекают оборот контрафакта таких категорий, как автомобильные запчасти и аксессуары (7%), бытовое оборудование и инструменты (5,9%), парфюмерная и косметическая продукция (4,4%), сумки и рюкзаки (4%). Сумма ущерба, которого удалось избежать, достигла 4,6 миллиарда рублей. Контрафактные товары доставляются в РФ из более чем 20 стран, однако чаще всего они приезжают из Юго-Восточной и Центральной Азии, чуть реже из европейских стран.

Острой проблемой остается незаконный экспорт древесины. Практически каждый день заводятся уголовное дело по такому поводу (292 с января по ноябрь 2020 г., свыше 4700 дел об административных правонарушениях). Нарушители вывозят лесоматериалы по липовым документам через фиктивные организации. К примеру, в прошлом году в Сибири была задержана преступная группировка, по недействительным документам экпортировавшая в КНР древесины на 873 миллиона рублей, заявили российские таможенники.

Сведения об обнаруженных нарушениях передаются в ФНС РФ. В итоге в позапрошлом-прошлом годах из единого государственного реестра юридических лиц исключили 23 организации. Сумма ущерба, которого удалось избежать, перевалила за 150 миллионов долларов.

По мнению главы ФТС РФ, в обороте древесины и лесоматериалов все еще остается проблема законной регистрации на экспорт нелегально вырубленного леса. Устранению этой проблемы уделяется повышенное внимание. Важно организовать доработку ИС ЛесЕГАИС, упорядочить действия работников делянки, разработать систему контроля дальнейшего перемещения древесины от делянки до пропускных пунктов.

Как будет выглядеть интеллектуальный таможенный пропускной пункт?

В. Ивин, замглавы Федеральной таможенной службы РФ:

Северо-западная часть РФ, граница с Европой, последние месяцы 2024 г. Через пропускной пункт «Брусничное» в Ленобласти из Финляндии в Северную столицу движется грузовик.

Пробки на пропускном пункте отсутствуют. Большегрузы без задержки движутся друг за другом. Ведь данные о грузах, автомобилях, водителях уже заранее были отправлены в системы таможенной и пограничной служб внешнеторговыми организациями либо их доверенными лицами.

Автоматизация всех операций налицо: видеокамеры на въезде в пропускной пункт фиксируют регномер машины и прицепа, считывают № контейнера, идентифицируют QR-код на ветровом стекле большегруза. После ответа информационной системы о наличии предварительных данных на экране перед кабиной загорается разрешающий сигнал: автомобиль может проезжать.

4600 млн руб. – стоимость нелегального экспорта древесины за период с января по ноябрь прошлого года.

При дальнейшем проезде через портал на автомате осуществляется радиационный контроль, автомобиль взвешивается, определяются его размеры, а интеллектуальный тахограф отправляет остаточные сведения о большегрузе и водителе в систему транспортного контроля согласно предписаниям Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

На выполнение всех этих операций потребуется около 2 мин.

Чтобы пройти таможенный контроль, автомобиль проезжает дальше через портал, где его и груз проверяют с использованием интеллектуального инспекционно-досмотрового комплекса, абсолютно безвредного для здоровья человека.

При этом активизируется искусственный интеллект: нейросеть, протестированная на огромном количестве снимков однородных грузов, решает – соответствует ли товар описанному в документации. В случае соответствия и невыявления Системой таможенных рисков возможных рисков груз с помощью средств автоматизации помещается под транзитную процедуру. А если на груз Уполномоченным экономическим оператором была предоставлена предварительная декларация – может быть произведен и окончательный выпуск товара согласно установленной процедуре.

Если в упомянутые потоково-портальные средства будут оснащены и автоматизированной системой паспортного контроля, водители из России с биометрическими удостоверениями личности будут проходить паспортный контроль с максимальной экономией времени: нужно лишь приложить документ к особому считывателю с функцией сканера и – если несоответствий выявлено не будет – продолжать путь.

Водитель уезжает из пропускного пункта. Он был здесь всего 5-7 мин., не контактируя ни с одним из работников органов контроля.

В наше время это звучит, вероятно, как мечта водителей большегрузов и участников ВЭД. Однако в рамках выполнения Стратегии развития таможни на ближайшие 10 лет (Стратегии-2030) эта мечта должна воплотиться в жизнь в 2024 г. на 1-2 пропускных пунктах в тестовом режиме.

Через 3-4 года каждый сможет оказаться в пропускном пункте, в котором вереницу большегрузов будет контролировать искусственный разум.

В дальнейшем и другие отечественные авто и ж/д пропускные пункты поэтапно начнут интеллектуализироваться. Для воздушных и, в особенности, морских пропускных пунктов изменения будут немного другими, однако и они в конце концов интеллектуализируются – в первую очередь в части использования логистических технологий без использования бумаги, интеллектуального контроля грузовых перевалочных операций, автоматизации работы складских помещений и проч.

В наши дни многие посчитают, что эта мечта неосуществима, однако в реальности подобные технологические решения уже используются, к примеру, в КНР на границе с автономным мегаполисом в составе Поднебесной Гонконг. Там в режиме 24/7 работает «интеллектуальный» автомобильный таможенный пост «Хуанган» Шэньчжэньской таможни, где в среднем оформляется около 10 000 единиц транспорта каждый день. К слову, приблизительно такое же количество автомобилей регистрируется ежесуточно на всем российском Юге.

«Хуанган» является зоной таможенного контроля, на въезде и выезде из которой имеется несколько 100% автоматизированных «коридоров» для проезда большегрузов.

Вереницы транспортных средств распределяются по «коридорам» в зависимости от того, есть ли необходимость в дополнительной проверке товара. Такое решение остается за автоматизированной системой управления рисками.

Грузы без рисков, не требующие фактического контроля, идут по «зеленым коридорам». Рисковые поставки следуют через специализированные «красные коридоры» в зону таможенного контроля с применением инспекционно-досмотрового комплекса либо на досмотр груза.

Каждый «коридор» оснащен шлагбаумом, весами, камерой, прибором для считывания сведений с идентификационных электронных карт (ЕТС-карта, аналог которой используется на скоростных автомобильных трассах для бесконтактной оплаты движения и пропуска грузовика через шлагбаум) и экраном. Данное оборудование имеет подключение к таможенной ИС. Это обеспечивает полную автоматизацию процесса прохождения большегрузом пропускного пункта.

В то время, когда большегруз подъезжает к пропускному пункту, его взвешивают. Полученные значения на автомате отправляются в таможенную электронную базу. Далее камера фиксирует № машины и сведения с идентификационной электронной карты, тоже на автомате отправляющиеся в систему. Все данные считываются максимум за 5 сек. Всю эту информацию обрабатывает система управления рисками и сравнивает с уже доступными сведениями о большегрузе и грузе, который таможенная служба получила от импортера либо экспортера после предварительного составления декларации.

При отсутствии риска на автомате поднимается шлагбаум, и грузовик напрямую проедет через зону таможенного контроля ко 2-й линии «коридоров» – на выезд. Ко времени подъезда машины на 2-ю линию у системы электронного декларирования и системы управления рисками уже готово решение о выпуске груза.

При этой рабочей схеме выпуск грузов без рисков – то есть реальное время пересечения большегрузом зоны таможенного контроля от въезда через 1-ю линию до выезда через 2-ю – займет 3-5 мин. В данном случае дальнобойщик напрямую не контактирует с таможенниками: весь документооборот и операции идентификации водителя, большегруза и товара осуществляются на автомате в электронном формате.

Для товаров с риском предусмотрены особые правила прохождения интеллектуального пропускного пункта. При выявлении риска система таможни автоматически выводит на подключенный монитор сообщение, которое предписывает водителю проследовать в один из особых «коридоров» – для проверки машины на инспекционно-досмотровом комплексе либо досмотра. К примеру, в случае превышения фактического веса автомобиля (вместе с грузом) декларируемого больше чем на 500 кг система управления рисками на автомате – без привлечения таможенника – отправляет грузовик на досмотр.

Досматривают товар сотрудники таможни, ориентируясь на наставления, поступившие на рабочий планшет через безопасные каналы связи из Центра управления рисками (размещается в столице Поднебесной).

Таможеннику дается указание, в какой именно форме должен быть досмотрен груз, и детально описывается, на чем нужно сделать акцент во время процедуры. Итоги досмотра в режиме онлайн отправляются в Центр управления рисками, а сам процесс записывается на регистратор. В данном случае таможенники должны досматривать товар не дольше 3 ч.

Таможенный контроль проходит около 5% грузов и автомобилей, из них по 90% осуществляется физический досмотр, по 10% – контроль с применением инспекционно-досмотровых комплексов. На таможенном посту в данном случае находится примерно 85 сотрудников. «Хуанган» является некой идеальной системой, в которой отлично организована как работа каждого отдельного компонента, так и их взаимодействие друг с другом и центром.

Учитывая упомянутый опыт специалистов из Китая и инновационные решения других иностранных таможенных органов, мы создали свою модель «интеллектуального» пропускного пункта, который стал одним из главных компонентов Стратегии-2030.

Его работа будет основываться на единой цифровой платформе. Она объединится и с информационными системами всех органов контроля, и с программами технических средств контроля: комплексов потокового сканирования и весогабаритных измерений, системы радиационного контроля, идентификации № грузовиков и контейнеров. Для каждого вида транспорта – авто, ж/д, морского и воздушного – «интеллектуальный» пропускной пункт будет возводиться с ориентацией на особенности перевозочного процесса.

Для чего это нужно стране и ее гражданам? Функционирующие в наши дни пропускные пункты в часы пик не справляются с увеличивающимся количеством большегрузов, а их технические показатели сильно отстают от актуальных требований. Из-за этого контроль занимает больше времени, товар простаивает в очередях на границе. Помимо этого, физически проверить все автомобили в очереди без особых устройств просто невозможно. Повышается вероятность провоза контрабандных, контрафактных, испорченных, запрещенных, опасных грузов. Всё это приводит к финансовому ущербу, угрожает безопасности российского рынка и здоровью людей. Предусмотренная Стратегией-2030 модель «интеллектуального» пропускного пункта обеспечит оптимизацию процессов в них и разрубание этого гордиевого узла.

В отечественных пропускных пунктах – в том числе автомобильных – уже накоплен опыт использования разных технических средств контроля, сформирована требуемая технологическая база. Обмен информацией между государственными органами тоже оптимизирован, он выполняется через систему межведомственного электронного взаимодействия. Для превращения обыкновенного пропускного пункта в «интеллектуальный» в скором времени нужно объединить данные операции в единый сквозной бизнес-процесс и сделать их 100% автоматизированными. По факту, будет сформировано «единое окно».

Для реализации такого амбициозного проекта необходимо модернизировать и цифровые, и физические инфраструктурные элементы пропускных пунктов. Увеличивающуюся нагрузку на информационные системы возмещает формирование Главного центра обработки информации Федеральной таможенной службы РФ. Его мощности позволят обработать огромные массивы данных, поддержать повышенную скорость обработки сведений и обслуживания инновационных цифровых технологий.

Разумеется, львиную долю пропускных пунктов, функционирующих в стране, следует реконструировать. Бесспорно, созданная на сегодняшний день материальная база тормозит развитие внешнеторговой деятельности и, возможно, помешает нам достичь поставленных целей. Собственные инициативы по ремонту и переоборудованию пропускных пунктов мы оформили и отправили в компетентные государственные органы.

Сомнений нет, при содействии Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и представителей других инстанций в стране появится первый функционирующий прототип «интеллектуального» пропускного пункта через каких-то 3-4 года. Скорее всего, он появится на европейском направлении – на Северо-Западе страны. Помимо этого, возможно, будет модернизирован один из пропускных пунктов с КНР в Дальневосточном регионе.

Стоит отметить, что выполнение этой задачи будет связано с большими государственными издержками, однако, несомненно, они будут оправданы. Так, к примеру, деньги на обновление инфраструктурных элементов пропускных пунктов уже выделены в соответствующем нацпроекте «Международная кооперация и экспорт».

1-й «интеллектуальный» пропускной пункт точно продемонстрирует, как инновационные технологии обеспечивают оптимизацию операций контроля на границе, упрощение и ускорение досмотра товара, управления операциями в сфере внешней торговли, снижение административной нагрузки на предпринимателей, «облегчение жизни» дальнобойщиков путем избавления их от необходимости тратить в очередях перед пропускными пунктами огромное количество времени.