Оцифровка дорог не решает всех проблем
Был официально принят закон по поводу упорядочения движения большегрузных авто. Те производители, которые используют подобные перевозки, отнеслись к закону настороженно. Они приняли его во внимание и полагают, что это может сказаться как положительно, так и отрицательно на процессе доставки.
Чего можно ожидать?
Подразумевается, что правительство планирует утвердить правила по передвижению тяжеловесных или крупногабаритных транспортных средств. Предполагается, что перевозчикам нужно будет оформлять специальное разрешение для движения по дорогам. Плюс планируется ввезти согласование маршрутов.
Собственники дорог должны предоставлять актуальную информацию о технических характеристиках дорог, максимально допустимом весе, временных ограничениях и закрытии дорог в систему, которая выдает специальные разрешения. На данный момент более 99% региональных и межмуниципальных автодорог и более трети местных дорог уже внесены в эту систему.
Чем интересна идея?
По поводу закона высказался директор по логистике компании «Цемрос» Денис Назаров. Он считает, что закон полезен, поскольку может повлечь за собой ревизию дорог. На его взгляд, это способно повлечь за собой позитивные изменения в отношении финансирования ремонта дорожного покрытия. Особенно сильно не хватает средств для региональных дорог.
Нужно создать список всех объектов дорожной сети с информацией о состоянии дорог и ограничениях, связанных с нагрузкой на ось, для дорог различных категорий. Это очень важно, так как у перевозчиков и грузоотправителей нет общего источника информации для планирования маршрутов, которые проходят через несколько регионов и дорог различных категорий с разными нагрузками и ограничениями. В настоящее время перевозчики, в основном малые предприятия, вынуждены тратить много времени на изучение множества региональных документов и проверку маршрутов на наличие ограничений. Интерактивная карта всех автодорог России значительно улучшила бы эффективность работы всех участников рынка перевозок.
Создание единого цифрового реестра дорог и автоматизация процесса выдачи специальных разрешений с учетом справедливого расчета платы за проезд должно повысить прозрачность и упростить выдачу разрешений. Кроме того, это должно снизить количество случаев превышения весовых нагрузок, особенно в период введения ограничений на дорогах весной.
Какие проблемы наблюдаются сейчас?
С весенними ограничениями в настоящем далеко не всё так просто, как хотелось бы. Сложность и высокая стоимость получения разрешений, а также введение ограничений на дорогах весной, вынуждают законопослушных производителей приостанавливать доставку товаров в регионы, где введены серьезные ограничения. Это только усугубляет проблему с логистикой. Однако безответственные и недобросовестные участники рынка могут использовать коррупционные методы для решения данной проблемы, что приводит к увеличению проверок на дорогах, но не приносит дополнительных средств на ремонт и строительство дорог в бюджеты.
По мнению экспертов, такое решение (ограничение максимальной нагрузки на автотранспорт до 44 тонн) не будет способствовать развитию бизнеса и только усложнит ситуацию. Это касается не только лесной промышленности, но и других отраслей, связанных с грузоперевозками, таких как строительство и поставка рудных материалов. Предельная норма существенно затрудняет производство в РФ, начиная с момента перевозки сырья. Эти новые ограничения приводят к тому, что перевозка становится труднее, и того, что перевозят, становится все меньше.
Производители цемента обратились в Минпромторг, чтобы напомнить региональным властям о необходимости обоснования введения весенних ограничений на движение по автодорогам. В 2018 году Минтранс уже отменил ограничения на дорогах федерального значения, а на региональных и межмуниципальных трассах такие решения должны приниматься на основе конкретных измерений, таких как фактическая температура, глубина промерзания грунта и прогибы дорожного полотна. Однако в ряде регионов эти решения принимаются списком, не учитывая рекомендации Министерства.
Что должны учитывать производители цемента?
Цементные производители не попадают под ряд исключений, которые обычно предусматриваются для ограничений на перевозку пищевых продуктов, животных, лекарств, топлива, семенного фонда, удобрений, почты, коммунальных отходов, а также международных перевозок грузов. Их доставка на федеральные стройки не отличается от транспортировки других нескоропортящихся грузов.
Когда весенние ограничения на дорогах действуют, цементные производители сталкиваются с большими рисками для своих финансов и репутации, поскольку их потребители нуждаются в надлежащем количестве своевременных поставок. Снижение объемов поставляемого цемента в этот период влечет за собой низкую производительность и эффективность предприятий, которые используют цемент в качестве сырья для производства готовой продукции, такой как строительные материалы, тротуарная плитка, бордюрные камни, шифер и другие. Эти проблемы могут привести к задержкам в сроках строительства.
Из-за отсутствия железнодорожной инфраструктуры у конечных потребителей невозможно полностью перевести объем поставок цемента на железнодорожную доставку в этот период. В некоторых местах нет железнодорожных путей, поэтому придется перегружать груз с вагонов на автотранспорт, а для «последней мили» доставки используется автотранспорт, который также подпадает под ограничения на вес.
Что касается деревообрабатывающих предприятий?
Деревообрабатывающие предприятия также сталкиваются с проблемами из-за весенних ограничений. В конце марта Минпромторг обратился к правительству с просьбой приостановить мораторий на сезонные ограничения движения лесовозов, который действует каждую весну. Крупнейшие предприятия отрасли присоединились к этой просьбе. Весенние ограничения приводят к росту цен на продукцию из древесины, повышению стоимости сырья для лесопереработчиков, нарушают ритмичность поставок. Из-за моратория возникает необходимость дополнительного складирования сырья, что приводит к росту расходов. Если в обычное время предприятия могут справляться с убытками, то в кризис этот вопрос становится еще более острым.
Введение цифровых технологий для процедуры выдачи разрешений по новому закону не решает проблему «весенних ограничений», а может усугубить ситуацию, если стоимость получения разрешений будет слишком высокой.