Объём грузоперевозок в России стал расти
В 2023 году объем грузоперевозок в России заметно вырос, однако с этим ростом сопровождалось и увеличение тарифов на доставку. Подобные изменения были вызваны как внешними факторами, так и внутренними обстоятельствами. В связи с ограничениями на международном уровне транспортные компании из РФ были вынуждены переориентировать свои маршруты в сторону востока и юга, интенсифицируя работу своего транспортного флота и контейнерных перевозок. Однако не только внешний контекст повлиял на сложившуюся экономическую картину. Внутренние факторы, связанные с экономикой страны, также сыграли свою роль в увеличении расходов для перевозчиков. Эти аспекты были детально рассмотрены и проанализированы специалистами Банка России, что отражено в их последнем отчете о динамике региональной экономики и особенностях работы грузоперевозчиков на рынке.
Смена курса
В 2022 году из-за санкций против России многие транспортные компании покинули страну, сокращая импорт на 40%. Это вынудило российские компании перестроиться и искать новые партнеры. К 2023 году перевозки достигли уровня 2021 года, но с акцентом на Азию и Ближний Восток. Китай и Турция стали ключевыми партнерами, тогда как оборот с Германией упал. Также росла торговля с Индией и странами Ближнего Востока.
Переориентация России на Восток представляет собой не просто экономический ход в ответ на санкции, но и стратегическое решение, учитывающее растущее значение азиатских рынков. Это позволяет России расширить свои экспортные возможности, открывая новые рынки для своих товаров и услуг, а также укреплять политические и культурные связи с государствами Востока. Но для этого нужна воля стран Востока.
Сокращение импорта, в свою очередь, может стимулировать развитие внутреннего производства в России. Когда импортированные товары становятся дороже или недоступны, местные производители могут находить возможности для увеличения производства или даже создания новых отраслей. Это может привести к созданию новых рабочих мест, росту инвестиций в отечественную промышленность и, в конечном итоге, к укреплению экономики страны. Но это всё работает в мирное время.
Волна
Из-за ухода многих международных контейнерных компаний, российский импорт и экспорт столкнулись с трудностями. Некоторые логистические компании также отказались работать с Россией. Это привело к росту отечественных перевозок и привлечению малых азиатских перевозчиков. Ведущие порты столкнулись с заторами, загрузка портов значительно превысила норму, прежде всего на Дальнем Востоке. Тем не менее, к середине 2023 года ситуация начала улучшаться, а порты Балтики показывают признаки восстановления, привлекая новых перевозчиков. Тарифы на морские перевозки начали снижаться благодаря новым сервисам, хотя ожидается их стабилизация в ближайшие месяцы.
С колёс
В свете европейских санкций и нехватки инфраструктуры, автомобильные перевозчики сталкиваются с необходимостью искать более длинные маршруты доставки. Это привело к росту международных перевозок на юге и востоке страны, одновременно сокращая их объем на северо-западе.
В ответ на растущий спрос на автоперевозки растет и рынок грузовых автомобилей. Большинство грузовиков в России уже старше десяти лет, и основная часть новых машин на рынке производится в Китае. Несмотря на недостаточную статистику, чтобы оценить качество китайских грузовиков, их популярность продолжает расти. Отечественный производитель КамАЗ занимает при этом около четверти рынка.
Тарифы на грузовые автоперевозки начали расти в 2023 году из-за увеличения спроса на внутренние перевозки и роста цен на запчасти. Наряду с ростом цен на моторное масло и свечи зажигания, дизтопливо значительно подорожало. Кроме того, увеличились тарифы на платные дороги и введенные налоги в системе «Платон». Государственный контроль за недобросовестными участниками рынка также влияет на увеличение средней цены за услуги, так как при их уходе цена растет. Плюс, перевозчикам требуются дополнительные средства для покрытия долговых обязательств из-за долгих оплат.
Аналитики ЦБ также предсказывают дополнительное ухудшение ситуации из-за роста страховых тарифов и ограничений на ввоз российских прицепов в Европу.
Что будет дальше?
Прогнозы на 2023 год показывают незначительный рост грузоперевозок между странами. Для долгосрочного успеха отрасли важна модернизация транспортной системы, включая обновление пограничных переходов, портов и дорог. Основное внимание уделяется международным транспортным путям, связывающим Россию с другими странами, а также развитию портов на Дальнем Востоке.
Однако представители деловых кругов акцентируют внимание на необходимости решения проблем таможенного оформления. Они отмечают рост количества инспекций, учащение профилей риска и другие проблемы в рамках текущего регуляторного процесса. Основное затруднение заключается в несоответствии фактического веса груза весу, указанному в сопроводительных документах, что ведет к юридическим спорам и не приносит дополнительного дохода государству.
Эксперты подчеркивают, что для обеспечения бесперебойности и эффективности международных грузоперевозок необходимо упрощение таможенных процедур и оптимизация контрольных мер. Одним из предложенных решений может стать внедрение современных цифровых технологий, автоматизирующих процесс проверки сопроводительных документов и ускоряющих оформление грузов. Такой подход не только уменьшит риски юридических конфликтов, но и повысит доверие бизнес-сообщества к государственной регуляции в данной сфере.
В 2023 году ожидается умеренный рост международных грузоперевозок. Для поддержания и стимулирования этого роста страна активно развивает и модернизирует свою транспортную инфраструктуру, с акцентом на международные транспортные коридоры. Однако, несмотря на инфраструктурные улучшения, представители бизнес-сообщества выразили озабоченность проблемами, связанными с таможенным оформлением грузов. Эти проблемы могут стать препятствием для эффективности международных перевозок в будущем.