Новый закон, регулирующий дорожные камеры, начнет действовать в сентябре (587)
Новые правила размещения камер фотовидеофиксации, вступающие в силу 1 сентября, вызывают закономерную озабоченность специалистов. Они предполагают, что в силу строгого регулирования количество таких устройств, фиксирующих нарушения на дорогах, неизбежно сократится. Эксперты опасаются, что это приведёт к негативным последствиям в виде увеличения числа дорожно-транспортных происшествий. В то же время, по мнению специалистов, порядок обжалования ошибочно выписанных автоштрафов, а также их общий объём вряд ли изменятся в лучшую сторону вследствие реформы. Поэтому указанные требования к размещению камер могут не решить проблему спорных штрафов при одновременном ослаблении мер по предотвращению ДТП.
Характер изменений
Принятое решение конкретизирует места, где в рамках проводимой реформы будет разрешено устанавливать камеры фотовидеофиксации. В частности, это позволяет располагать их на выделенных полосах движения и участках автодорог, на которых за прошедший год произошло четыре и более ДТП. Можно монтировать на период проведения дорожных работ, пешеходных переходов и перекрестках, улицах с запретом стоянки и остановки транспортных средств. Как правило, после устранения причин, повышающих аварийность на дороге или создававших опасные ситуации, камеры должны быть демонтированы, что является одним из условий реформирования системы видеофиксации>
Новый нормативный акт закрепляет требование о минимально допустимом расстоянии между камерами фотовидеофиксации на дорогах. Так, в черте населенных пунктов городского типа оно не может быть меньше одного километра, в то время как за их пределами минимально возможный интервал между установленными на трассе камерами увеличивается до пяти километров, что закреплено принятым нормативным правовым актом>
Согласно нововведению, требование о минимальном расстоянии между камерами не будет распространяться на определенные участки автодорог, которые уполномоченные органы ГИБДД выделит в качестве особо проблемных с точки зрения дорожной безопасности и аварийности. На таких участках, где ранее были многочисленные ДТП или систематически нарушался кодекс безопасности дорожного движения, Госавтоинспекция сможет потребовать увеличения плотности установки камер фотовидеофиксации с целью тщательного мониторинга соблюдения правил дорожного движения и предотвращения дорожно-транспортных происшествий в будущем>
В рамках реформы ГАИ намерено перенести имеющийся парк дорожных камер фотовидеофиксации в места, где они смогут максимально эффективно контролировать соблюдение ПДД и безопасность движения. Предполагается сосредоточить внимание на участках проезжей части дорог с высокими показателями аварийности, убрав лишние камеры с других территорий. Так как в стране по данным на настоящий момент установлено около 30 тысяч единиц этого оборудования, ГАИ рассчитывает благодаря перераспределению ресурсов оптимизировать контроль за безопасностью дорожного движения>
Суть проблемы
Критики поправок в закон об ограничении установки камер фотовидеофиксации указывают, что отдельные положения, в частности требование не устанавливать их на расстоянии меньше 5 километров и единообразное внедрение такого запрета на всей неоднородной по характеристикам территории страны, являются чрезмерно жестким. Они поскольку не учитывают специфику отдельных регионов и не позволяют органам местного самоуправления оперативно реагировать на реальную аварийную ситуацию с учетом конкретных особенностей дорожной сети в зависимости от тех или иных территорий>
Такой подход исключает возможность использовать систему фотовидеофиксации на опасных участках с расстоянием между камерами менее 5 километров даже при наличии очагов повышенной смертности, если ГАИ примет другое решение. И это негативно скажется на обеспечении безопасности дорожного движения, особенно в городских условиях>
Эксперты отмечают, что одним из ключевых аспектов проводимой реформы можно назвать централизацию на федеральном уровне в ведомствах МВД сбора и хранения всякой информации, генерируемой дорожными камерами фотовидеофиксации. Это включает в себя данные о текущей транспортной обстановке на дорогах в режиме реального времени и сведения о наложенных штрафных санкциях за нарушения правил движения, что позволит обеспечить единообразный и целостный подход к управлению системой видеонаблюдения и контролю на дорогах>
Специалисты предупреждают, что централизация всей видеоинформации с камер на федеральном уровне может привести к тому, что местные органы управления дорожным движением, отвечающие непосредственно за организацию транспортных потоков в регионах и городах, например Центр организации дорожного движения Москвы, лишатся непосредственного доступа к данным с дорожных камер в режиме реального времени. Это может негативно сказаться на их способности оперативно реагировать на возникновение пробок и ЧС на транспорте путем оптимизации управления потоками для минимизации последствий и своевременного их разрешения>
В последнее время наблюдается тенденция к централизованному управлению всеми процессами, связанными с функционированием транспортной инфраструктуры в России и организацией дорожного движения на федеральном уровне. Однако некоторые эксперты предупреждают, что полная унификация подходов и изъятие прямых полномочий у региональных и муниципальных властей в управлении локальными транспортными потоками может негативно отразиться на оперативности реагирования на возникающие проблемы сообществ в различных территориях. Если учитывать специфику отдельных регионов и городов, то полная централизация рискует снизить гибкость и эффективность управленческих решений в критических ситуациях на дорогах>