Новые правила рынка создадут проблемы для 50-60% грузоперевозчиков
Российский рынок грузоперевозок переживает непростые времена, и ситуация с лизингом грузовых автомобилей является лишь одним из признаков глубоких изменений, происходящих в отрасли. В последние годы наблюдается падение спроса на грузоперевозки в России, что обусловлено несколькими факторами. Общая экономическая ситуация в стране, включая санкции и политическую нестабильность, негативно влияет на спрос на грузоперевозки. Начало 2020-х годов характеризовалось резким увеличением завоза китайских автомобилей, что привело к перенасыщению рынка грузовой техникой. Повышение цен на топливо и запчасти, связанное с экономическими санкциями и логистическими проблемами, значительно увеличило расходы перевозчиков. Дефицит водителей на рынке труда, а также повышение минимального размера оплаты труда, привели к увеличению зарплат водителей, что также повысило расходы на перевозки. В целом, рынок грузоперевозок в России характеризуется высокой конкуренцией, нестабильностью цен и непредсказуемостью спроса.

В условиях сложной экономической ситуации лизинг грузовых автомобилей стал для многих перевозчиков непосильной ношей. Лизинговые платежи, которые часто составляют от 3 до 5 раз стоимости автомобиля, увеличиваются из-за высокой ставки рефинансирования (сейчас она составляет 18%), что делает лизинг невыгодным для перевозчиков, особенно в условиях снижения спроса. Множество перевозчиков вынуждены возвращать автомобили лизинговым компаниям, не имея возможности оплачивать лизинговые платежи. Перенасыщение рынка грузовой техникой приводит к ценовому демпингу — перевозчики, чтобы получить заказы, снижают свои цены до уровня, не покрывающего их затраты. Ценовой демпинг часто сопровождается несоблюдением законодательства: нелегальная перевозка грузов, несоблюдение правил безопасности, уклонение от уплаты налогов. Ухудшение ситуации в отрасли грузоперевозок отрицательно влияет на экономику в целом. Необходимо регулировать рынок грузоперевозок, чтобы устранить нелегальную деятельность и предотвратить ценовой демпинг, предоставить перевозчикам финансовую поддержку для обновления автопарка и оплаты лизинговых платежей, стимулировать спрос на грузоперевозки, например, за счет развития инфраструктуры и улучшения логистических процессов.
В Госдуме рассматривается законопроект о введении с марта 2025 года реестра грузоперевозчиков. Этот шаг обещает привнести порядок в отрасль, уставшую от недобросовестной конкуренции и несоблюдения законодательства, но одновременно вызывает опасения у малых и средних компаний. Цель законопроекта — оздоровление рынка грузоперевозок.
Введение реестра позволит отслеживать все этапы деятельности — от оформления лицензий до соблюдения правил безопасности, налогов и трудового законодательства. Обязательное наличие в штате специалиста по безопасности, медика и механика — это гарантия того, что водители будут проходить медосмотры, транспортные средства — технический контроль, а перевозка грузов — соответствовать необходимым требованиям. Регламентированный доступ к перевозкам исключит «серую» и «черную» схемы работы, создавая равные условия для всех участников рынка. Отсутствие возможности работать без регистрации в реестре вынудит всех перевозчиков соблюдать законодательство, платить налоги и вести официальную отчетность.
Однако, введение реестра таит в себе и ряд опасений. 50-60% рынка составляют небольшие компании и ИП, у которых зачастую 1-2 машины. Для них новые требования, особенно в области кадрового обеспечения, могут быть непосильными. Многие перевозчики, особенно из небольших компаний, не знают о всех требованиях к ведению деятельности, включая ведение бортовых журналов, соблюдение требований по безопасности на дорогах и кадровому обеспечению. Необходимо обеспечить доступность информации, предоставить консультации и возможность пройти обучение. Сложная система регистрации и контроля может создать дополнительные трудности для перевозчиков и замедлить процесс выдачи разрешений. Вместо того, чтобы просто исключать из рынка малые компании, которые не могут соответствовать новым требованиям, необходимо создать систему поддержки. Разработка специальных образовательных программ, которые позволят перевозчикам из малого бизнеса освоить все требования к ведению деятельности, а также пройти необходимое обучение по безопасности дорожного движения. Предоставление субсидий и льготных кредитов позволит компаниям обновить свой автопарк, нанять необходимых специалистов и обеспечить соблюдение всех требований. Возможность использовать отдельные маршруты или территории, где действуют упрощенные требования.
Ввод реестра грузоперевозчиков — это сложный и многогранный процесс, который может как принести пользу, так и нанести ущерб отрасли. Важно учесть интересы всех участников рынка, предоставить необходимую поддержку малым и средним перевозчикам, чтобы они могли адаптироваться к новым условиям и продолжить свою деятельность. Только в этом случае реформа транспортной отрасли будет действительно эффективной и принесет положительные результаты.
Ситуация на рынке грузоперевозок в России остается неопределенной. От того, как будут решены проблемы, связанные с лизингом, ценовым демпингом и перенасыщением рынка, будет зависеть будущее отрасли.