Нехватка складов на границе с КНР приводит к издержкам
Правительство России принимает меры по развитию логистической инфраструктуры на границе с Китаем для ускорения доставки товаров между странами. Из-за дефицита складских площадей возникают задержки и дополнительные расходы перевозчиков, что в конечном итоге сказывается на стоимости товаров. Предполагается привлечение частных инвестиций за счет создания специальных экономических условий и налоговых льгот, что позволит нарастить масштабы перевозок и увеличить результативность логистики в регионе.
Из-за малого количества складских мощностей на границе между РФ и КНР время оформления и обработки грузоперевозок возросло в 7 раз. Это негативно сказывается на экономике перевозочных компаний: по подсчетам экспертов, ежесуточная стоимость простоя коммерческого автомобиля в районе пограничного перехода составляет порядка 15 тысяч (цены указаны в российской национальной валюте). Большинство подобных издержек составляют расходы на топливо и содержание водителей в ожидании. В итоге за 7 дней простоя фирма теряет порядка 105 тысяч. В связи с этим организации вынуждены закладывать возросшие затраты в транспортные тарифы, а затем и грузоотправители — в финальную стоимость товаров для российских потребителей.
Необходимо комплексное развитие логистической инфраструктуры пограничных территорий с Китаем для повышения эффективности товародвижения. Во-первых, следует оснастить складские площадки в Приморском крае, где сосредоточено наибольшее число автомобильных и морских пунктов пропуска. Во-вторых, целесообразно нарастить соответствующие мощности Забайкальского края для обслуживания транзитных перевозок через переход «Забайкальск–Маньчжурия». При этом логистические центры целесообразно размещать в местах пересечения крупных транспортных магистралей, позволяющих осуществлять межмодальные перевозки. Такой подход позволит оптимизировать логистические процессы и увеличить пропускную способность пограничных инфраструктурных объектов, как показывает опыт ТОР «Приамурская».
Необходимо синхронизировать развитие инфраструктуры с расширением сети пограничных пунктов пропуска между странами. В частности, с учетом планов открытия крупного КПП на Большом Уссурийском острове в Хабаровском крае к 2026 году, целесообразно запланировать возведение логистического центра в непосредственной близости от него. Это позволит обеспечить оптимальные условия для таможенного оформления и консолидации грузопотоков, следующих через данный пункт пропуска, тем самым существенно сократив издержки на транспортировку товаров между двумя странами. Подобный подход будет способствовать росту торговли и укреплению экономического сотрудничества.
Необходимо комплексно подойти к формированию инфраструктуры новых приграничных логистических центров, предусмотрев на их территории все необходимые зоны для операций с грузопотоками. Так, площадки должны включать выделенные площади как минимум для разгрузки и временного хранения поступивших грузов, затем — обработки документов и осмотра товаров таможенниками, если потребуется, а также отдельные модули для консолидации, компоновки и погрузки отправлений в транспортные средства перед дальнейшей доставкой по назначению. Такая рациональная организация пространства на логистических объектах позволит в полной мере наладить все необходимые процессы по обработке транзитных перевозок.
Для полноценного функционирования новых приграничных логистических центров крайне важно обеспечить их современным оборудованием и инфраструктурой. В частности, складские площади должны быть оснащены высокотоннажными погрузчиками и кранами, позволяющими оперативно размещать контейнеры на автомобильных прицепах. Не менее значимо обустроить территории центров усиленными подъездными путями, осветить их в ночное время. Для комфортабельного отдыха водителей в период ожидания требуется предусмотреть охраняемые автостоянки с камерами для наблюдения, зоны питания и санитарную часть. Только комплексное техническое оснащение логистических объектов и обеспечение необходимой инфраструктуры позволит полностью раскрыть их функциональные возможности.
Из-за повышения средневзвешенных ставок по корпоративным кредитам, которые в прошлом году достигали 21-25% годовых, все меньше коммерческих структур готовы осуществлять финансирование новых логистических и производственных проектов исключительно за счет привлечения заемных средств. Такие высокие уровни процентных ставок по кредитам значительно усложняют инвестиционное планирование бизнеса и могут стать серьезным препятствием для развития необходимой транспортно-складской инфраструктуры, особенно в отдаленных приграничных районах.
Повышение издержек на производство строительных работ в РФ в прошедшем году не обошлось без последствий для стоимости нового строительства. По оценкам экспертов, себестоимость возведения объектов выросла на 10-12% по сравнению с ранее расчетными показателями. Это обусловлено ростом зарплат строительного персонала, цен на стройматериалы и технику, а ещё — повышением процентных ставок по корпоративным инвестиционным кредитам, что неизбежно сказалось на затратах застройщиков. Данная тенденция усложняет прогнозирование бюджетов новых логистических проектов в приграничных регионах.
В текущем году прогнозируется дальнейший рост цен на строительные материалы в диапазоне 10-12% вследствие инфляционных процессов. К тому же, учитывая обострение дефицита квалифицированных строительных кадров в регионах, ожидается увеличение фонда оплаты труда работников отрасли порядка 20% в среднем. В этих условиях, по мнению экспертов, для обоснования эффективности инвестиций в новое логистическое строительство на Дальнем Востоке России крайне важно осуществлять тщательную проработку коммерческих сметных расценок, отражающих прогнозируемую динамику всех затрат на возведение объектов в среднесрочной перспективе.