В лидерах рейтинга перевозчиков 3 место в России и 1 в Санкт-Петербурге
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

На треть возросла стоимость грузоперевозок из РФ в Беларусь

Республика Беларусь ввела обязательные проверки грузов для физических лиц, когда посылки следуют из РФ. Вследствие этого цена грузоперевозки увеличилась на 30%. Это связано с удлинением времени перевозки из-за дополнительных процедур таможенного контроля, а также с повышением расходов логистических компаний на топливо, содержание транспорта и складские площади, вызванным необходимостью более длительного хранения отправлений в ожидании проверки.

На треть возросла стоимость грузоперевозок из РФ в Беларусь
© Sputnik / Виктор Толочко

Что произошло?

Нововведение привело к существенному удлинению сроков доставки грузов по этому направлению. Если раньше перевозка грузов из Москвы в Минск занимала не более двух дней, то теперь растягивается до четырех, так как перевозчики вынуждены дополнительно тратить время на доставку грузов на специальные площадки для их проверки а также на ожидание в электронной очереди, которая может длиться до двух суток. Это, а также дополнительные расходы на проезд к площадкам и складское хранение увеличили себестоимость перевозки по сравнению с прошлым годом. По этой причине ряд перевозчиков приостановили прием грузов по этому направлению.

В связи с увеличением сроков и стоимости перевозки, вызванных введением обязательных проверок грузов в Беларуси, ряд транспортных компаний отказались от приема грузов для физических лиц в направлении Россия-Беларусь, а остальные вынуждены были повысить тарифы. По мнению руководителя Ассоциации перевозчиков, для разрешения сложившейся ситуации необходимо как можно скорее увеличить число пунктов досмотра, в первую очередь в Гродненской и Брестской областях, а также автоматизировать процесс заполнения документов на груз через единую информационную систему, запуск которой запланирован на 1 июля 2024 года. Это позволило бы сократить время на оформление документов и ожидание проверки, а также избежать ошибок.

Молчание российских властей по поводу существенного увеличения сроков и стоимости перевозки грузов из России в Беларусь вызывает удивление, так как эти изменения идут вразрез с традиционной политикой тесного сотрудничества и сближения между двумя странами. Очевидно, что введение дополнительных ограничений и фактических барьеров в торговле между Россией и Беларусью не способствуют развитию двусторонних экономических связей. Однако российское руководство до сих пор не выступило с оценкой происходящих процессов и не заявило о намерении повлиять на ситуацию для ее позитивного разрешения, несмотря на возмущение со стороны перевозчиков.

Что необходимо понимать?

Беларусь, вводя обязательные проверки грузов, в том числе из России, стремится не столько ужесточить условия именно для российских перевозчиков, сколько защитить собственный внутренний рынок и государство от потенциальных угроз, которые могут исходить не только из России, но и из других стран ЕАЭС. Данная мера носит более широкий характер и касается всех поступающих в Беларусь грузовых отправлений, а не направлена специально против России. Тем не менее, это всё равно оказывает негативное влияние на экономическое сотрудничество с российскими партнёрами из-за увеличения сроков и затрат перевозки.

Как можно разрешить ситуацию?

Для смягчения негативного влияния введенных Беларусью ограничений на перевозку грузов из России можно предпринять ряд мер. В частности, российская сторона могла бы предложить увеличить число пунктов досмотра на российско-белорусской границе для распределения нагрузки. Также можно было бы обсудить упрощение процедур оформления документов, например, путем внедрения единой электронной системы раньше запланированных сроков. Рассмотрение таких конструктивных предложений от российской стороны могло бы помочь снизить дополнительные издержки от проверок для перевозчиков и частично смягчить негативное влияние от принятых ограничений.

Беларусь, ужесточая правила перевозки грузов через ее территорию, рискует столкнуться и со своими собственными проблемами. Так как основной объем товарных поставок в страну приходится на Россию, то задержки и ограничения в этом направлении могут негативно сказаться на поставках импортных товаров и компонентов в экономику Беларуси. Кроме того, ужесточение проверок усложняет и сокращает возможности для прямого ввоза товаров из европейский стран и других экспортеров, когда транзит осуществляется через территорию России. Это, в свою очередь, может негативно повлиять на внешнеторговый баланс и конкурентоспособность самой белорусской экономики на мировых рынках в долгосрочной перспективе.

В настоящее время ситуация с ужесточением правил перевозки грузов через Беларусь находится в переходном периоде, так как введение ряда ограничений произошло относительно недавно и процесс налаживания новых систем и процедур еще не завершен. Многие аспекты реализации этих мер на практике продолжают совершенствоваться. Как уже и было сказано, увеличивается число пунктов досмотра, планируется запуск единой электронной системы для упрощения документооборота. Как именно будут действовать механизмы взаимодействия транспортных компаний с контролирующими органами, какие проблемы окончательно решат, а какие новые может появиться станет понятнее лишь после полного введения всех запланированных изменений и накопления практического опыта их функционирования.

Транспортные компании, осуществляющие перевозки из России в Беларусь, находятся в сложном положении и испытывают сильное недовольство в связи с введенными ограничениями. Из-за необходимости дополнительных поездок на пункты проверки, ожидания в очереди, а также увеличения простоев грузовых автомобилей на складах, перевозчикам приходится работать в убыточном режиме и нести лишние непредвиденные издержки. При этом тарифы, которые они могут устанавливать для компенсации затрат, ограничены конкуренцией на рынке, из-за чего многие логистические компании вынуждены списывать убытки как невозмещенные. Такая ситуация вызывает растущее недовольство сообщества перевозчиков, считающих, что реальные проблемы их деятельности не учитываются должным образом.