На строительство новых дорог будут выделены значительные средства
В проекте федерального бюджета России на 2025-2027 годы на строительство и ремонт федеральных автомобильных дорог выделено внушительное количество средств — 853 миллиарда рублей. Это значительный шаг в направлении улучшения транспортной инфраструктуры страны, однако вопрос о достаточности этой суммы и эффективности ее использования остается открытым. Министр транспорта РФ Роман Старовойт оптимистично заявил о повышении доли дорог, находящихся в нормативном состоянии, до 67,6% в 2025 году и до 69,3% к 2027 году. Однако, эти цифры требуют более глубокого анализа, учитывая неоднородность дорожной сети по всей стране и масштабы необходимых ремонтных работ.
Проблема аварийности на российских дорогах, особенно связанной с грузовыми перевозками, остается крайне актуальной. Более 40% ДТП с участием грузовиков происходят из-за плохого состояния дорожного полотна. Этот показатель тревожен и свидетельствует о необходимости более пристального внимания к качеству дорог, особенно на высоконагруженных федеральных трассах. Напряженный трафик, характерный для многих регионов, усугубляет ситуацию, увеличивая риск возникновения аварий. Однако статистика ДТП может быть искажена различными факторами, включая методику учета и особенности регионов. Например, в регионах с низкой плотностью населения даже небольшое количество ДТП может привести к высокому проценту прироста. Более подробный анализ необходим для понимания причин такого значительного роста аварийности в указанных регионах. Это могут быть не только плохие дороги, но и другие факторы: недостаток дорожной разметки, отсутствие или неисправность освещения, низкая квалификация водителей, несоблюдение правил дорожного движения и погодные условия.
Необходимо обеспечить прозрачность и эффективность использования этих средств, приоритетно направляя их на ремонт и строительство наиболее аварийных участков дорог в проблемных регионах. Это потребует детального анализа состояния дорожной сети каждого региона, оценки интенсивности движения, анализа аварийности и выявления "узких мест".
Возможно, потребуется разработать более совершенную систему мониторинга состояния дорог и контроля за качеством ремонтных работ. Важно также учитывать не только количественные показатели, такие как процент дорог в нормативном состоянии, но и качественные. Речь идет не только о наличии асфальта, но и о его качестве, о наличии необходимой инфраструктуры (обочины, дорожная разметка, знаки), о ширине проезжей части, о безопасности мостов и других инженерных сооружений. Необходимо внедрение современных технологий в дорожное строительство, например, использование износостойких материалов, систем мониторинга состояния дорожного покрытия, что позволит повысить долговечность дорог и снизить расходы на их ремонт в будущем.
Для существенного улучшения транспортной безопасности необходим комплексный подход, включающий в себя не только ремонт дорог, но и повышение квалификации водителей, совершенствование системы контроля за дорожным движением, пропаганду правил безопасности дорожного движения и внедрение инновационных технологий в дорожном хозяйстве. Только при условии комплексного решения проблемы можно говорить о реальном снижении аварийности на российских дорогах и повышении уровня безопасности транспортных перевозок. Помимо этого, необходимо детальное изучение каждой трассы на предмет выявления участков с наиболее высоким риском аварийности вне зависимости от общей статистики по регионам.
Пятилетний план, утвержденный правительством, предполагает расходование около 1,9 трлн рублей на строительство и реконструкцию федеральных дорог до 2028 года. Однако, эти цифры, хоть и впечатляющие на первый взгляд, вероятно, окажутся недостаточными. Более серьезная проблема – дефицит производственных мощностей и квалифицированных специалистов, способных оперативно и качественно выполнить запланированный объем работ. Строительная отрасль испытывает острый недостаток в современной дорожной технике, особенно в регионах с сложными климатическими условиями, такими как Дальний Восток и Сибирь. Нехватка опытных дорожных строителей и инженеров также тормозит процесс обновления инфраструктуры. Обучение новых кадров — длительный и дорогостоящий процесс, требующий государственного вмешательства и инвестиций в систему профессионального образования. Ситуация осложняется еще и тем, что необходимо учитывать включение новых регионов в состав Российской Федерации. Интеграция этих территорий в единое дорожное пространство требует масштабных инвестиций в строительство и ремонт дорог, связывающих их с остальной страной.
Основная масса проблем сосредоточена на региональных и местных дорогах. К регионам с наиболее критическим состоянием дорожной инфраструктуры, помимо упомянутых выше, относятся Архангельская, Кировская и Волгоградская области, а также многие другие. Причины этого кроются не только в нехватке финансирования, но и в низкой эффективности использования имеющихся средств, коррупции, отсутствии должного контроля за качеством работ, а также в несовершенстве нормативной базы. Для эффективного решения проблемы необходимо комплексное улучшение всех аспектов дорожного строительства и управления, начиная от планирования и финансирования и заканчивая контролем качества и ответственностью за результаты.