Входим в ТОП-10 лучших перевозчиков России
Рейтинг по городу Рейтинг по стране

На российском рынке грузоперевозок наблюдается активное проникновение китайских перевозчиков

Внедрение китайских автоперевозчиков на российский рынок вызывает серьезную обеспокоенность у отечественных компаний, грозя им потерей значительной доли заказов. Эта тревожная тенденция означает не только усиление конкуренции, но и ставит под вопрос справедливость и прозрачность деятельности на рынке грузоперевозок.

На российском рынке грузоперевозок наблюдается активное проникновение китайских перевозчиков
© chita.ru

На автостоянках все чаще можно увидеть абсолютно новые автомобили, принадлежащие китайским перевозчикам. Это свидетельствует о доступности для них выгодных лизинговых программ, что создает существенное конкурентное преимущество перед российскими компаниями, которые зачастую сталкиваются с более высокими затратами на приобретение и содержание транспорта. Если ситуация не изменится, российские перевозчики рискуют потерять значительную часть рынка грузоперевозок, поскольку конкуренция с китайскими компаниями, обладающими такими преимуществами, будет исключительно жесткой.

Более того, rитайские компании, зачастую регистрируясь в России и оплачивая сборы, такие как «Платон» (плата за проезд по федеральным автомагистралям), формально соблюдают российское законодательство, позволяя отслеживать объемы их перевозок. Однако масштабы их деятельности и особенно доступность дешевого лизинга вызывает серьезные опасения по поводу надежности и долгосрочной устойчивости российского рынка грузоперевозок. По словам эксперта, большинство китайских компаний пока старается избегать каботажа (перевозок внутри страны), формально придерживаясь легальной деятельности.

Сам факт их присутствия и быстрого роста напоминает о серьезных вызовах для отечественного бизнеса. Ситуация усугубляется отсутствием эффективного взаимодействия между российскими и китайскими таможенными службами. Отсутствие автоматизации обмена информацией приводит к серьезным проблемам. Например, если китайский перевозчик получает штраф за нарушение ПДД, информация об этом не передается на пограничные пункты пропуска. Это позволяет китайским компаниям избегать уплаты штрафов, в то время как российские компании вынуждены строго соблюдать законодательство и нести все соответствующие финансовые обязательства. Такое неравенство условий конкуренции явным образом ставит российских перевозчиков в невыгодное положение и подрывает принципы честной конкуренции.

Предлагаются различные меры — от повышения сборов за перевозки до законодательного регулирования деятельности иностранных компаний на российском рынке — но все они остаются на стадии обсуждения. Эксперты видят решение проблемы в совершенствовании законодательной базы. Они обращают внимание на недавние поправки в Федеральный закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», подписанные Президентом Владимиром Путиным 7 июня. Эти поправки могут существенно изменить ситуацию. Ключевыми моментами являются создание реестра экспедиторов и обязательный переход на электронные транспортные накладные. Введение реестра экспедиторов, обязательного с мая 2026 года, позволит более эффективно контролировать деятельность транспортных компаний, в том числе и иностранных. Это повысит прозрачность рынка и затруднит работу нелегальных перевозчиков.

Включение в реестр станет обязательным условием для предоставления услуг по перевозке и экспедированию грузов, что фактически закроет доступ к рынку для компаний, не готовых соответствовать российским требованиям. Переход на электронные транспортные накладные, обязательный для всех грузов с сентября 2026 года, также сыграет важную роль. Электронный документооборот значительно упростит контроль за перевозками, позволяя отслеживать маршруты, объемы грузов и соблюдение законодательства. Для китайских перевозчиков, не желающих создавать российские юридические лица, это создаст существенные трудности и заставит их соблюдать правила игры. Таким образом, поправки в 87-ФЗ представляют собой комплексный подход к регулированию рынка грузоперевозок. Они направлены не только на борьбу с нелегальным каботажем, но и на повышение общей прозрачности и эффективности отрасли. Однако реализация этих мер требует времени и эффективной работы контролирующих органов. Необходимо обеспечить своевременное внедрение электронного документооборота, а также активную проверку соответствия деятельности транспортных компаний требованиям законодательства.

Проблема затрагивает не только экономические аспекты, но и вопросы правового регулирования, международного сотрудничества и эффективности государственных служб. Необходимость совершенствования таможенного контроля, внедрения современных информационных систем, а также разработка механизмов, обеспечивающих равные конкурентные условия для российских и иностранных перевозчиков, являются ключевыми задачами для обеспечения долгосрочной устойчивости российского рынка грузоперевозок. Без принятия действенных мер российские компании продолжат сталкиваться с возрастающим давлением со стороны китайских конкурентов, что может привести к негативным экономическим последствиям и потере рабочих мест. Отсутствие решения данной проблемы может повлиять на развитие всей транспортной инфраструктуры России и сформировать нездоровую конкурентную среду, где законы и правила применяются неравномерно.