На какой режим налогообложения переключиться автоперевозчику?

Со следующего года пользующаяся максимальной популярностью среди перевозчиков система налогообложения прекратит свое существование. Тем, кто еще не принял окончательное решение, рекомендуют выбрать альтернативный вариант в кратчайшие сроки.

На какой режим налогообложения переключиться автоперевозчику?

Что делает единый налог на вмененный доход таким распространенным среди автоперевозчиков?

  • Налог на профессиональный доход
  • Патентная система налогообложения
  • Упрощенная система налогообложения (упрощенка)
  • Основная система налогообложения (ОСН)

Индивидуальный предприниматель либо организация: что станет оптимальным вариантом для автоперевозчика?

На чем остановить выбор после отмены единого налога на вмененный доход?

Основатель блога «Дальнобой PRO» перечислил варианты замены вмененки, доступные для перевозчика автомобильным транспортом. Разберем основные моменты беседы с экспертом.

Со следующего года в РФ применение вмененки – режима налогообложения, по которому работают многие перевозчики, ИП и мелкие транспортные организации, – прекратится. Сегодня нет ни малейшего намека на вероятное продление действия ЕНВД: рассчитывать на это явно не стоит.

Автоперевозчики, применяющие единый налог на вмененный доход, должны до конца этого года выбрать иной режим налогообложения. Если они не предоставят в налоговый орган уведомление о выборе альтернативной системы в установленный срок, с начала следующего года они будут автоматически переведены на общую систему налогообложения.

Что делает единый налог на вмененный доход таким распространенным среди автоперевозчиков?

Многие бизнесмены, которые отдают ведение бухучета на аутсорсинг, даже не предполагают, за что платят налоги. В случае с вмененкой все предельно просто: необходимый налог рассчитывается не от фактической выручки, а то фиксированной, согласованной властями суммы. Для перевозок грузов вмененная базовая доходность одного большегруза достигает 6 тысяч руб. ежемесячно. Умножив данную сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005), получаем 12030 руб. – такую выручку по сути должно приносить одно транспортное средство ежемесячно. От данной суммы бизнесмен обязан уплатить 15% налога; если у него одно транспортное средство, в месяц ему придется платить всего 1805 руб. Однако даже такой незначительный платеж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наемных сотрудников либо самого себя.

Итак, индивидуальный предприниматель, который работает на своем большегрузе, по факту не платит налоги: он просто делает социальные отчисления, основная часть которых поступает на его же счет в ПФР.

В заполнении отчетов по вмененке нет ничего сложного: единственный недостаток – ежеквартальная сдача.

Налог на профессиональный доход

Второе название – налог для самозанятых. Появившийся не так давно налог подходит только для частников-индивидуалов: организации с несколькими большегрузами его использовать не могут, поскольку налог на профессиональный доход не предполагает наличия наемных работников.

Налог на профессиональный доход отличается простотой: для оформления и предоставления отчетов нет необходимости в посещении налогового органа, все это доступно через особое мобильное приложение. В нем же возможны настройка автооплаты и автоматическое формирование отчетов. Дополнительное преимущество – платить взносы на пенсионное страхование совсем не обязательно. Это решение остается за каждым перевозчиком, но, если он примет решение в пользу уплаты, снизить налог на сумму уплаченных взносов будет невозможно.

Тем не менее, есть ряд препятствий, делающих рассматриваемый налог неприемлемым для перевозчиков автотранспортом.

Этот режим выгоден тем, что не предполагает регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Но перевозчик при этом не сможет избежать больших штрафов за нарушение режима труда и отдыха и тахографы, поскольку Устав Автомобильного Транспорта постановляет, что перевозчик является юрлицом, ИП, который принял на себя по перевозочному договору…

Еще один недостаток – непосредственно величина налога (4% при оплате от физлиц и 6% при оплате от индивидуальных предпринимателей и организаций). Сократить налоговую базу на издержки не получится, а расходная часть в автоперевозках довольно большая. Поэтому если оплата за перевозку составляет 100 000 руб., то налог будет вычитаться непосредственно из данной суммы и достигнет 6000 руб.

Третий недостаток – максимальная выручка ограничена 2,4 миллиона руб., то есть 200000 руб. ежемесячно. При насыщенном рабочем графике в такую сумму уложиться сложно.

Патентная система налогообложения

Она может подойти только ИП и предполагает наем до 15 работников. ПСН имеет схожие с вмененкой характеристики: в ней на налоговую сумму тоже не влияет фактическая выручка. Кроме того, она похожа и на налог на профессиональный доход: ИП не должен сдавать отчеты при отсутствии наемных сотрудников.

Чтобы перейти на патентную систему налогообложения, необходимо стать обладателем патента, выдаваемого на срок от месяца до года. На цену этого документа влияет регион ведения бизнеса: посмотреть ее можно в режиме реального времени на сайте Федеральной налоговой службы России путем перехода по указанной ссылке с выбором субъекта РФ и указанием типа деятельности «Грузоперевозки».

Данная система имеет один нюанс: действие патента распространяется только на тот субъект РФ, где он был получен. Министерство финансов поясняет: если заключение перевозочного договора состоялось в регионе выдачи патента, грузоперевозка возможна в любые другие субъекты страны. Однако при заключении договора не в своем регионе автоперевозчик должен будет получить еще один патент.

Иначе говоря, патент необходимо покупать там, где была получена накладная.

Если по одному и тому же маршруту наблюдается стабильный поток рейсов, проблем не бывает: приобретение патента все равно будет выгоднее оплаты 6% на налоге на профессиональный доход. Однако для незапланированных обратных рейсов это серьезная проблема. Бизнесмены, разумеется, смогут обойти такой острый угол, однако не все сотрудники диспетчерских и логистических служб будут готовы пойти на компромисс.

ИП на патентной системе налогообложения также должен платить страховые взносы. В текущем году их сумма достигла 40874 руб. (взносы на себя). Принимать их к учету в целях снижения налога запрещено, хотя власти нацелены на реализацию этой возможности. В этом случае патентная система налогообложения будет выгодной альтернативой единому налогу на вмененный доход.

Упрощенная система налогообложения (упрощенка)

Различают 2 типа упрощенки: 6% от выручки и 15% от «выручка – издержки».

Упрощенка – выручка

Это простейшая система, не требующая сложных расчетов: бизнесмен платит 5% от всех сумм, которые он получил от заказчика, то есть от «грязного дохода». Подавать декларацию нужно всего раз в 12 месяцев, а налог можно сократить на сумму уплаченных страховых взносов.

Налоговая нагрузка на перевозчика будет при этом практически такой же, как в случае с налогом на профессиональный доход.

Упрощенка – «выручка – издержки»

Здесь уже все гораздо сложнее. Режим будет представлять выгоду только для тех, у кого доля подтверждаемых документально издержек превышает 60% от общей суммы, перечисленной за оказанное обслуживание. Если издержек меньше – об экономии можно забыть. Для большей ясности сравним различные режимы при одной и той же «грязной» выручке:

  • упрощенка: с выручки за перевозку на сумму 100 000 руб. налог достигнет 6%, то есть 6000 руб.;
  • упрощенка выручка – издержки: с выручки за перевозку на сумму 100 000 руб., издержки на которую достигли 60 000 руб., налог составит 15% от оставшейся суммы (от 40 000 руб.), т. е. 6000 руб.;
  • упрощенка выручка – издержки: с выручки за перевозку на сумму 100 000 руб., издержки на которую достигли 80 000 руб., налог составит 15% от оставшейся суммы (от 20 000 руб.), т. е. 3000 руб.

У перевозчиков автомобильным транспортом издержки обычно велики, в особенности если в штате организации числятся наемные водители, вот почему упрощенка стала такой популярной. Итак, если официально получаемые доходы невелики либо значительную их часть составляет неучитываемая наличность, то для удобства составления отчетов можно применять стандартную упрощенку. А вот при сравнительно высоких официальных доходах предпочтение лучше отдать упрощенке выручка минус издержки. В данном случае подсчитать издержки будет не так уж легко.

Основная система налогообложения

Ключевое преимущество этой системы налогообложения – увеличение количества возможных контрагентов за счет компаний, которые работают с налогом на добавленную стоимость. Организации и индивидуальные предприниматели, которые работают с ОСН, должны платить НДС (чаще всего он достигает 20% от цены проданной продукции/оказанного обслуживания).

Допустим, автоперевозчик, который работает на основной системе налогообложения, привез клиенту груз, за что ему заплатили 120 000 руб. После этого ему нужно заплатить НДС на сумму 20 000 руб. Клиент продал товар за 300 000 руб. и должен заплатить НДС на сумму 50 000 руб., однако из данной суммы можно вычесть 20 000 руб., которые за него заплатила компания-перевозчик. А если бы автоперевозчик использовал упрощенку либо иную систему, вычитание этой суммы было бы невозможным. По этой причине таким перевозчикам с целью сохранения конкурентоспособности приходится устанавливать сниженные приблизительно на 20% тарифы.

В таком случае автоперевозчик может и сам уменьшить сумму НДС, поскольку он является заказчиком компаний, которые платят этот налог (приобретает комплектующие, покрышки, горюче-смазочные материалы и проч.).

Для этого требуется документирование всех приобретений и затрат.

У данной системы имеются и недостатки. Так, работающие с ее использованием ИП вынуждены платить налог на доходы физических лиц (13-15%), а компании – налог на прибыль (20%). Для сведения их к минимуму требуется тщательная документация всех издержек. Помимо этого, ИП будет платить налоги на имущество (примерно 2%) и страховые взносы (за себя и/либо за работников).

Уплата налогов и предоставление отчетов будут осуществляться ежеквартально, а в отдельных случаях и ежемесячно. Для этого потребуется наем сотрудника, компетентного в сфере перевозок автомобильным транспортом. Альтернативный вариант – передача бухгалтерии на аутсорсинг. Такие издержки могут перекрыть всю выгоду от использования НДС.

Если говорить о платежах, которые могут способствовать сокращению суммы налога, то не во всех случаях их можно собрать в нужном количестве. Ремонт в гараже у надежного специалиста, не работающего с НДС, может быть доступнее по цене и выше по качеству, чем ремонт на неизвестном автосервисе с НДС.

Вот почему при решении вопроса о выгодности работы по ОСН, перевозчику нужно ответить на 2 вопроса:

  • покроются ли затраты на наем сотрудника бухгалтерии (либо затраты на аутсорс) выгодой от повышения тарифов и увеличения количества заказчиков?
  • большая ли у Вас выручка, по которой возможно подтверждение налога на добавленную стоимость?

Отрицательные ответы на оба вопроса – повод выбрать патентную систему налогообложения (прочие варианты – не самое подходящее решение для грузовых перевозок).

Индивидуальный предприниматель либо организация: что станет оптимальным вариантом для перевозчика?

Данные организационно-правовые формы сильно отличаются друг от друга, и одно из отличий может проявить себя уже в наступающем году, с началом действия следующей версии РТО. В ней, видимо, будет обозначено, что режим труда и отдыха распространяется не только на водителей-наемников, но и на индивидуальных предпринимателей, самостоятельно управляющих большегрузом. И любое нарушение может стать причиной назначения бизнесмену штрафов в десятки тыс. руб. Вот почему многие водители начинают думать о становлении наемниками путем объединения с другими индивидуальными предпринимателями в организацию.

Однако и у ООО имеются недостатки для малых предприятий. Например, сложности бухгалтерского учета и вывода средств для персональных нужд. Индивидуальный предприниматель может потратить все, что он заработал, без ограничений, а основатель ООО при выводе средств для личного пользования обязан заплатить НДФЛ.

Что выбрать после отмены единого налога на вмененный доход?

Перечислив все преимущества и недостатки разных режимов налогообложения, основатель блога «Дальнобой PRO» пришел к таким заключениям:

  • чаще всего самым выгодным режимом является ПСН. Чтобы перейти на него, ООО может стать индивидуальным предпринимателем;
  • при наличии возможности работы с издержками и НДС можно отдать предпочтение ОСН, однако при этом важно иметь в виду, что издержки на бухгалтерский учет будут повышаться;
  • упрощенка – тоже доступный вариант, если в дальнейшем налоговая ставка будет уменьшена. Региональные власти вправе сделать это: узнайте все подробности, вероятно, Ваша налоговая уже приняла соответствующее решение.