На что повлияет допуск к осуществлению грузоперевозок?
Новые требования к оформлению путевых листов при аренде транспортных средств приводят к определенным несоответствиям в нормативных документах, однако перед суждением стоит разобраться в ситуации подробнее.
На практике при получении груза редко предъявляют путевой лист, чаще используют доверенность, в том числе от посредника на получение имущества, которым он не владеет. Несоблюдение требования о путевом листе редко является основанием признать сделку недействительной.
Кроме того, замена трудовых отношений водителя на гражданско-правовые оказания услуг по управлению транспортным средством также вызывает сомнения, так как такая услуга отсутствует в российском классификаторе видов экономической деятельности. Любая аренда влечет временное изменение собственника арендуемого объекта.
Схема аренды транспортного средства с экипажем приводит к ряду проблем: отсутствует понимание, почему перевозчик доверяет незнакомому водителю другой компании получать и перевозить груз; неясна ответственность за груз — компании-арендодателя или водителя, поскольку это не прописано в договорах; также остается неурегулированным, как водитель может заключать договор перевозки от имени компании-арендодателя, будучи ее представителем, что противоречит закону.
Между грузовладельцем-отправителем и "перевозчиком-посредником" заключается договор на перевозку грузов по коду ОКВЭД 49.41.2, предусматривающему оплату НДС. Однако "перевозчик" не может оплатить "фактическому перевозчику" эти же услуги в соответствии с кодом, так как у них заключен договор аренды транспорта с водителем по коду 49.41.3, не предусматривающему оплату НДС. В результате за выполненные услуги перевозчика оплачивают как "аренду", не задумываясь, что это может привести к претензиям налоговой инспекции о неуплате НДС в будущем.
ФНС для выявления нарушений в сфере перевозок грузов тратит много времени и ресурсов, так как юристы крупных компаний-перевозчиков зачастую отстаивают их интересы во всех судебных инстанциях, добиваясь отмены решений о штрафах и пени. При этом финансовые затраты государства на такие судебные процессы не учитываются. Кроме того, юристы ТЭК, формулируя позицию компании исходя из указаний руководства, зачастую приводят в судебных процессах одни и те же доводы с опорой на аналогичные нормативные акты. Тем не менее, одни и те же аргументы могут быть восприняты судами по-разному в разных категориях дел: о налогах и о неисполнении договоров перевозки.
В пояснительной записке к законопроекту указываются огромные суммы ущерба бюджета от недополученных налогов, при этом не раскрываются масштабы потерь всех участников рынка. По сути, большая часть таких убытков приходится именно на "посредников", оформляющих себя как "перевозчиков" или "экспедиторов", а также на непосредственных исполнителей перевозок, чья деятельность нередко формализуется в виде аренды транспорта с водителем у посредников.
Основная задача, ключевое значение имеющая для всего рынка перевозок в России, заключается в двух пунктах: во-первых, в обеспечении соответствия фактической деятельности участников рынка требованиям Гражданского кодекса об устранении посредника между отправителем и перевозчиком; во-вторых, в упрощении контроля соответствия в договорах перевозки декларируемых и фактически оказываемых услуг. Для достижения этого предлагается ввести процедуру лицензирования деятельности по перевозке грузов автотранспортом, позволяющую исключить ненужные для взаимоотношений перевозчика и отправителя посреднические звенья.
Введение процедуры допуска к перевозкам грузов автотранспортом потребует ряда изменений. Юридические лица и индивидуальные предприниматели будут обязаны зарегистрироваться в качестве перевозчика в национальной цифровой транспортно-логистической платформе «ГосЛог» до начала осуществления коммерческих перевозок.
Физические лица не смогут регистрироваться, поскольку не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Для самозанятых граждан будут установлены особые требования к регистрации с целью ограничения их деятельности.
Предлагается ввести допуск к осуществлению грузовых перевозок автотранспортом, отличающийся от обычной регистрации деятельности по ОКВЭД наличием следующих условий: регистрация осуществляется только для действующих юрлиц и ИП, с обязательным указанием данных об автотранспорте, принадлежащем на праве собственности или ином законном основании; сведения об ОСАГО; информация об ответственном лице по безопасности движения с подтверждением квалификации; подтверждение надежности и финансового положения перевозчика. Возможно дополнение данными по желанию перевозчика.
Предлагается сделать общедоступной на сайте «ГосЛог» информацию о перевозчиках за исключением персональных данных. Также вводятся требования: указывать в документах на груз перевозчика из реестра; для перевозок собственных грузов не требуется допуск, а подтверждением будет указание перевозчика и владельца в одном лице в путевом листе; водитель должен быть работником или ИП-владельцем транспортного средства; если перевозка осуществляется незарегистрированным в реестре транспортом или "перевозчиком", не являющимся владельцем этого транспорта, то договор перевозки признается ничтожным без возмещения расходов грузоотправителю.
Предлагаемый законопроект имеет позитивное влияние, формализуя отношения "отправитель-перевозчик", однако есть существенный риск недостижения поставленных целей защиты потребителей и качества перевозок, так как в нем не учитываются ключевые аспекты: игнорируется необходимость равной конкуренции; квалификационные требования к перевозчикам недостаточны и ограничиваются БДД; отсутствует регулирование перевозок собственных грузов; обучение специалистов не включает изучение права, управления, стандартов и экологии, сохраняя риск негативных последствий при внедрении законопроекта.