Морские контейнерные перевозки из Китая по Северному морскому пути вскоре могут стать регулярными

Морские контейнерные перевозки из Китая

Северный морской путь – это коридор для морского транспорта, проходящий вдоль северных берегов России. Осваивать его начали еще в 20-ые годы прошлого века, и до недавнего времени он оставался исключительно российской вотчиной.

Сегодня же мы можем наблюдать его активное освоение иностранными государствами и, в первую очередь, Китаем. Уже были совершены первые пробные проходы грузовых судов, а этим летом Китайская судоходная компания запускает и регулярные коммерческие рейсы. Специалисты морского университета Шанхая подсчитали, что, если вместо перевозок через Суэцкий канал использовать Северный морской путь, морские контейнерные перевозки из Китая в страны ЕС обойдутся дешевле на 120 млрд. долларов в год. И уже через 7 лет Китай планирует переправлять по Севморпути почти шестую часть всех экспортных грузов, используя при этом собственные ледоколы.

Для Китая Севморпуть имеет не только экономическое, но и геополитическое значение. Строящийся Шелковый путь является достойной альтернативой Северному морскому пути с точки зрения удобства и скорости сообщения, но он находится под контролем военно-морской базы США в Сингапуре, которая без  труда сможет заблокировать Малаккский пролив. Поэтому Китай уже неоднократно заявлял о намерении укрепить свои позиции в Арктике, все чаще озвучивая мнение, что Северный морской путь – общее достояние и не должен находиться под контролем отдельных государств.

Тем не менее, в соответствии с ФЗ «О территориальном море и прилегающей зоне РФ» Севморпуть является национальным достоянием России. Действующие нормативные акты обязывают любое судно запрашивать разрешение на возможность прохода по этому маршруту и иметь страховку от вероятного загрязнения. Кроме того, обязательно сопровождение иностранных судов со стороны России ледоколами с лоцманской проводкой.

Освоение Северного морского пути иностранными государствами приведет к утрате Россией своего транзитного преимущества, как самого короткого пути связывающего Азию и Европу. Помимо морских контейнерных перевозок из Китая, в страны Европы пойдут также товары из Индии и Сингапура, которые также воспользуются преимуществами нового торгового направления. России же остается устанавливать тарифы и диктовать свои условия использования иностранными судами Северного морского пути.

Другие новости: